С докладами выступили представители Минтруда России, Минобрнауки России, госкорпорации и университетов.
Открывая совещание, Михаил Котюков напомнил, что кадровый потенциал выступает фундаментом технологического лидерства страны, именно поэтому в структуру каждого национального проекта включены федеральные проекты, нацеленные на подготовку необходимых специалистов.
Правительство России по поручению Президента страны формирует перечень профессий, направлений подготовки и научных специальностей, необходимых для решения стратегических задач.
- Минтруд России разработал пятилетний прогноз кадровой потребности в трех разрезах – отраслевом, региональном и профессионально-квалификационном. Кроме того, в соответствии с решением Совета при Президенте по науке и образованию необходимо обеспечить расчет дополнительной потребности регионов и отраслей в определенных специалистах, - отметил председатель комиссии Госсовета РФ по направлению "Технологическое лидерство" Михаил Котюков.
Для решения этих задач создан ряд практических инструментов. Так, в рамках нацпроекта "Молодежь и дети" действуют передовые инженерные школы (12+), молодежные лаборатории. Ведущие университеты внедрили программу "Приоритет-2030" (16+), возводят новую инфраструктуру для науки и образования.
Участники заседания акцентировали внимание на важности опережающей подготовки кадров, которая должна вестись в режиме реального времени – параллельно с внедрением новых технологий в производство. Ключевую роль в этом сегодня играет система дополнительного профессионального образования (ДПО). Ярким примером являются передовые инженерные школы, где запущены специализированные образовательные программы для подготовки инженеров нового поколения.
В заключение Михаил Котюков подчеркнул, что задача кадрового обеспечения не может быть решена исключительно силами системы образования:
- Сводить эти задачи только к сфере образования неправильно. Необходимо учитывать аспект производительности труда, который сегодня включает вопросы автоматизации, цифровизации процессов, внедрения новых технологий, в том числе систем искусственного интеллекта.
Все эти факторы должны быть отражены в комплексном механизме подготовки кадров для обеспечения технологического лидерства страны.
