Былые чувства
"История постоянно заимствует понятия у соседних дисциплин: она занята тем, что высиживает яйца, которые не несла". Это фраза описывает тенденцию науки интерпретировать и переосмысливать события прошлого в современном контексте. Ярослав Голубинов считает: автор имел в виду, что историк в своих исследованиях должен опираться на наработки коллег, но анализировать их нестандартно, в частности - использовать инструментарий других наук.
- Есть масса междисциплинарных сюжетов, которые нельзя прояснить только с помощью методологического аппарата самой истории. Его уже не хватает, и без других наук нам не обойтись, - говорит он. - Круг источников, которые обычно изучают исследователи, уже не отвечает на их вопросы. Значит, надо либо обращаться к коллегам, либо под другим углом рассматривать документы, которые у нас есть.
Постоянно двигаться, искать новое в привычном - такого принципа придерживается Голубинов. Его команде выделили грант на изучение Первой мировой войны с точки зрения темпоральности. Такой научный подход в отечественной историографии является новаторским. Проект рассчитан на два года.
Темпоральность в истории - характеристика, показывающая, как люди в ту или иную эпоху воспринимали время и текущие события, как менялась их интерпретация прошлого, настоящего и оценка ожидаемого будущего.
- Говоря упрощенно, при изучении темпоральности событий ученые фиксируют, как менялись взгляды живших в то время людей, - поясняет декан. - Это история человеческих чувств, ощущений, а не сухой перечень дат и событий.
Голоса эпохи
Главными источниками данных для участников грантового проекта стали эго-документы: письма, мемуары, автобиографии, дневники. Тексты, в которых автор так или иначе говорит о себе и, по словам Голубинова, представляет свою версию жизни.
- Источники личного происхождения таят массу интересного. Это непосредственный голос эпохи, - поясняет Голубинов. - Кроме того, изучение эго-документов - абсолютно междисциплинарное исследование: это и психология, и социология, и филология, и история. Наша цель - создать интегральный образ прошлого, по возможности отходящий от привычных, но односторонних трактовок событий 1914-1918 годов.
Первая мировая, по словам Голубинова, для многих перевернула представление о прошлом, настоящем и будущем. Это касается и непосредственных участников боевых действий, и людей в тылу.
- Война выбила миллионы людей из привычной темпоральной колеи, ритма жизни. Например, крестьян. Их деятельность была четко завязана на циклах полевых работ и религиозных праздниках. А на фронте сидишь в окопе и долгое время ничего не происходит. Потом короткая атака, яростный бой, который снова сменяется неопределенным периодом "ничегонеделания" и военной рутиной. Это повлияло на людей. Образ жизни, привычки "сломались", война их разрушила, - считает историк.
Многие сюжеты, продолжает Голубинов, связаны с тем, как люди пытались на войне сохранить прежний ритм. Как реакция на перемены возникает тренч-арт - окопное искусство. Из алюминия и меди солдаты отливали ложки, из пуль делали распятия, из гильз - вазы и кружки. Солдатские поделки - способ "маленького человека" скоротать время в минуты отдыха. Так, уверен ученый, люди отвечали на ужасы войны.
Экология войны
Много нюансов связано с влиянием боевых действий на окружающую среду. Этому посвящено совместное исследование историков самарского вуза и Ярославского педагогического университета имени Ушинского. Голубинов - соавтор монографии "Человек против окружающей среды: ландшафты Великой войны в Восточной Европе".
По его словам, Первая мировая стала крупнейшей экологической катастрофой того времени. Боевые действия привели к деградации окружающей среды, уменьшению биоразнообразия, техногенным катастрофам.
- Потребности войск в топливе росли. Танкеры с нефтью тонули, цистерны на железнодорожных станциях взрывались. Горюче-смазочные материалы попадали на землю, в водоемы. Пострадали леса: деревья использовали для строительства укреплений и обогрева, - перечисляет Голубинов.
Серьезные изменения произошли с почвой. Верхний слой в зонах боевых действий был практически уничтожен - миллионы снарядов и пуль "удобрили" землю до непригодности.
Трансформировался и животный мир: перелетные птицы сбивались с пути, лесные животные лишались привычных мест охоты и мигрировали, лошади погибали под обстрелами или умирали от нагрузки.
Тема "Война и экология" интересна и с точки зрения распространения полемохоров - растений и животных, которые занесли на новые территории. Виды флоры и фауны перемещались буквально на сапогах солдат: с техникой, вооружением, фуражом. Так растения из Зауралья прижились в средней полосе России. По мнению Голубинова, этот и многие другие сюжеты достойны междисциплинарного исследования.
- Историю, к сожалению, часто понимают как военно-политическую науку с прицелом на деятельность больших фигур - военачальников, политиков, монархов, - поясняет декан. - И многим кажется, что сюжетами, связанными с окружающей средой, должны заниматься исключительно биологи. Почему? Мое убеждение - это должны исследовать и историки, и экологи в больших проектах. Мы умеем анализировать тексты, биологи могут дать фундаментальную научную базу для понимания того, как интерпретировать информацию, которую извлекли из источников.
От физики ушел
Нетривиальный подход Голубинова к предмету отмечают студенты. В прошлом году декан вошел в топ преподавателей Самарского университета им. Королева - его лекции впечатываются в память, студенты не пропускают занятия без уважительной причины.
Между тем, серебряный медалист тольяттинского физико-математического лицея № 51 Голубинов историком мог и не стать, если бы в какой-то момент не "перестал понимать, что творится в этих формулах". После лицея выбрал истфак Самарского государственного университета (сейчас - университет имени Королева).
- Не жалею, что поступил туда. Один из лучших исторических факультетов в России, рейтинги это подтверждают, - говорит он. - На первом-втором курсах у меня не было четкого карьерного плана. Потом задумался о преподавательской деятельности и уже перед выпуском решил, что необходимо развиваться в науке.
В 2010 году Голубинов защитил кандидатскую диссертацию. Тема - "Продовольственный вопрос в Среднем Поволжье в годы Первой мировой войны". В 2018-м ему присвоили ученое звание доцента. Преподавать историк начал уже в объединенном университете. Через два года стал исполнительным директором, а в 2021-м - деканом истфака. Тогда ему было 36 лет. Науку управлять большим коллективом пришлось осваивать с нуля.
- Я и сейчас продолжаю меняться, не застываю, - утверждает декан. - Постоянно обновляю свои курсы. У меня нет заготовленных бумажек, поэтому каждый год студенты слышат немного разные версии той или иной дисциплины. Есть принцип - общаться с теми, кто сидит в аудитории, на равных. Стараюсь донести, что предметы в расписании стоят не просто так, а чтобы у студентов появились знания, навыки, которые им пригодятся. А пригодятся они обязательно.
Фото: Виктория Старосельская
