Несколько техник вышивания показала и рассказала о них Инга Абрамова, одна из ведущих самарских мастериц, владеющих этим искусством. Она принесла на мастер-класс несколько созданных ею образцов традиционной строчевой вышивки.
Это искусство было распространено во многих российских губерниях.
- Строчевые техники характерны для центральной и северной России, - рассказывает мастерица. - На мастер-класс я принесла рушник, созданный в калужской традиции. А были еще ивановская, тверская, рязанская, смоленская школы. А вот самарской как таковой не было. Сюда все время приезжали люди из разных регионов и привозили свои традиции. Помимо российских образцов у нас в области сохранилось много мордовской, украинской, чувашской вышивки.
Традиционно вышивку делали на простой ткани из льна. Нити основы подрезались и выдергивались, образуя просветы наподобие сетки. Вышивали, как тогда говорили, "по выдергу". Этот термин использовала и Инга, знакомя пришедших на мастер-класс женщин с основами своего ремесла.
Строчевой вышивкой традиционно украшали одежду, занавески, полотенца, рушники, свадебные наряды жениха и невесты.
Инга Абрамова в совершенстве владеет всеми известными строчевыми техниками вышивки. На мастер-классе главное внимание она уделила цветной перевити. Это особый вид строчевой вышивки, выполняемой цветными нитками. Искусство это было распространено в Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской областях. Инга Абрамова учила, как готовить сетку на ткани, как ее потом в пяльцах заполнять узорами. На белом фоне вышивальщица, как и в старину, выводила прозрачную перевить, образующую четкие яркие орнаменты - преимущественно в красных тонах. Работа эта очень трудоемкая. На заказ свои работы Инга Абрамова делает нечасто. Иные из них хранятся дома в ожидании новых выставок, иные раздарила. А еще она украшает вышивкой домашние альбомы, блокноты, сумочки.