Согласно руководству
Проект Make it till you fake it придумали куратор галереи "Виктория" Анастасия Альбокринова и куратор челябинского центра "Клоповник" Алиса Жихарева. Изначальной идеей был творческий обмен между художниками двух городов, но в итоге задумка приобрела трансгеографический характер. Любой художник вне зависимости от своего местонахождения мог отправить заявку на участие в выставке - работы отбирали путем опен-колла. Часть объектов включили в офлайн-выставку, остальные объединили в онлайн-библиотеке "Виктории" (к ней могут обращаться кураторы из других городов и сделать подобные выставки у себя). Возможно, экспозиция на первый взгляд кажется перегруженной, но если тщательно изучить каждый объект, то это ощущение пропадает. Инструкция предполагает четкие и последовательные действия, следования указаниям. Но кто дает эти указания? Что если их напишет художник для зрителей? Этими вопросами и задались авторы проекта Make it till you fake it (один из вариантов перевода названия - "Делай это, пока не сымпровизируешь"). Обращение к инструкции в таких обстоятельствах превращается в игру: каждый участник совершает, казалось бы, одинаковые действия, но по-своему.
Выставка состоит из пяти разделов. Работы, собранные в зале "Погуляй и возвращайся", предлагают посетителям повторить действия художников. Одни позволяют заново открыть для себя городское пространство - например, прогулки с аудиоинструкциями от питерского "Объединения мягких множеств" или с похоронным венком и карточкой от группы "Перекоп" из Ярославля. Другие заставляют задуматься над привычками и, возможно, изменить их (серия из четырех перформансов от Андрея Чугунова из Екатеринбурга или листовки самарского фотографа Дмитрия Птицына).
Кураторы также собрали работы, посвященные конструкции и деконструкции технологий. Они представлены в разделе "Сломай, собери заново", где акцент сделан на теме оболочки, содержания и его подмены. Самарский автор Mark Silinio нашел и восстановил информацию с некогда выброшенных жестких дисков.
Фотографии разного характера, сканы-копии документов, сметы и планы вошли в проект "Рядом с неодимом". Максим Эрикайкин из Владивостока создал мультимедийную инсталляцию "Теория струн", в которой осмысляются физические изменения элементарных частиц.
Руководства по созданию и использованию различных предметов расположились в зале "Следуй инструкции".
Здесь зрители могут изменить суть объектов, используя знакомые схемы. Например, Настя Егорова предлагает сложить самолетик из нетипичных материалов - коры, технического картона, скотча, ткани. Схема оригами становится инструкцией, а само действие - перформансом с размышлениями о роли материи и образности.
Художница из Екатеринбурга Matiush First создала "Семь способов стать лучше". Это картины-инструкции для базовых бытовых дел: не забывать отключать обогреватель из розетки, возвращать посуду на место, убирать художественный класс после занятия.
Пространство под куполом галереи получило название "Представь, что". Тут экспонаты посвящены движению и воображению. Пять масштабных текстовых картин художницы Маши Ша из Санкт-Петербурга могут быть транспарантами на демонстрациях или декорациями к спектаклю. Вопросы о женской красоте поднимают Ольга Фомина и Александра Сорокина из Москвы. Созданная ими инсталляция "20 ден" из проволоки и капроновых колготок имитирует пропорции женских тел.
Заключительный раздел "Не выходи, не совершай" - четыре темных пространства, каждое из которых представляет собой своеобразную комнату в квартире. В "гостиной" можно ознакомиться с работой, объединяющей видео Ильи Мартынова The truth about potatoes и Наталии Монаховой "Копытень для искусства". На "кухне" Ксения Рябова представляет спектакль-путешествие "Это круги на моей воде".
В "спальне" танц-художница Юлия Арсен в перформансе "Пакет" рассуждает о гендерной идентичности и насилии.
Запершись в "ванной", посетители оценят аудиопьесу "100 секунд до полуночи" Олега Христолюбского.
"Виктория" также организует дополнительные мероприятия. Анастасия Альбокринова воплощает в жизнь инструкцию "Четыре прогулки" от омской арт-группы "Никаких оправданий". Даты проведения прогулок объявляют в социальных сетях галереи. 17 июня пройдет перформанс московского художника Артемия Колесникова. В разделе "Следуй за инструкцией" добровольцам предложат распаковать рюкзаки и сумки, которые составляют единую инсталляцию.
Хрупкий мир на крыше гаража
В мае в пространстве Victoria Underground прошла первая часть проекта "Институт автохтонной лингвистики". Кураторы выставки исследовали тему искусства для собак, а художники делали акценты на возможностях собачьего восприятия.
Продолжение проекта - экспозиция "Бим-Бом". Она посвящена мастерской Олега Хмелева из Санкт-Петербурга. Причем тут собаки, спросите вы?
Ответ таков: на крыше гаража, в котором и творит художник, живут собаки Бим и Бом, мать и ее щенок. Новая выставка именно о них.
Мастерская находится на окраине Северной столицы.
Гаражный массив, промышленные и технические зоны - далеко не благоприятные условия для жизни. Однако собачье семейство облюбовало именно это место. Хмелев предлагает через чувственный опыт соприкоснуться с этим пространством, "перенестись" в его гараж и представить себя соседом четвероногих. Работы созданы из материалов, найденных в гараже и около него: металла, запчастей от автомобилей, покрышек, старой мебели, земли, волос и собачьей шерсти, проводов. Все это Хмелев собирает в инсталляции, применяя разные художественные техники.
Автор как бы рассуждает о хрупкости жизни и надеется, что вдумчивый зритель почувствует глубокий смысловой посыл. Абстрактные картины-карты города прострелены пейнтбольными шариками с черной краской, а места попадания заткнуты шерстью. Это напоминает о проблеме отстрела бродячих животных. Фигуративные скульптуры похожи на электрический стул, раскрытую грудную клетку с подведенной к ней капельницей. Головы собак из папье-маше словно чучела, которые охотники вешают на стены для декора. Но если голова оленя у большинства людей не вызывает вопросов, то собачья наводит на мрачные мысли.
Ключевая работа – скульптура собаки, которая будто спускается со стремянки. Ирония в том, что в реальности мать-собака почти слепая и может передвигаться по лестнице только на ощупь. А ее сын и вовсе никогда не покидает крышу гаража.
При этом сформировавшийся в этом месте хрупкий мирок может быть разрушен в любой момент. Если территория понадобится под застройку, то гаражи снесут. В итоге будут уничтожены и мастерская художника, и собачий дом.
Обе выставки продлятся до 26 июня. Вместе с ними в конце месяца закрывается и выставочный сезон. Галерея "Виктория" вновь откроет двери в августе.