Создатель портрета эпохи
Владимир Лагранж - один из знаковых фотографов второй половины XX века. Более чем за 40 лет он сумел показать все стороны жизни и быта простых советских людей. Намеренно отказываясь от постановочных кадров, Лагранж использовал необычные ракурсы и нестандартный подход к съемке. Таким образом фотограф создавал "портрет эпохи" с характерной ей атмосферой.
- За последние пару лет нашему музею уже удалось поработать с разными культурными институциями: Эрмитажем, питерским Музеем истории религии, Пермской художественной галереей, - говорит директор областного историко-краеведческого музея Андрей Кочетков. - Сейчас нам снова посчастливилось сотрудничать с крупной столичной галереей. Фотографии Владимира Лагранжа хорошо рифмуются с архитектурой советского модернизма, к которому относится здание музея имени Алабина. Искусство модернизма появилось в 1960-е годы и развивалось вплоть до 1990-х. Этот период пришелся на строительство и открытие нашего музея, он же совпадает с ретроспективой представленных фотографий.
На выставке собраны как узнаваемые работы автора, так и менее известные его фотографии. Экспозиция выстроена по кругу, но условно ее можно разделить на четыре зоны, которые соответствуют временным периодам творчества Лагранжа.
"Певец оттепели"
Владимир Лагранж начал свою творческую деятельность в 1959 году с работы репортера в "Фотохронике ТАСС". В этот период многие журналисты и фотокорреспонденты стали отказываться от привычных советских штампов прессы. На смену постановочным снимкам пришли "живые" кадры, стал появляться интерес к переживаниям людей - на фотографиях все чаще видны эмоции и индивидуальные черты характера человека.
Лагранж использовал многие характерные шестидесятникам приемы фотографии: снимки сквозь предмет, использование ритмичной композиции, съемка с нижнего ракурса. В начале карьеры много снимал детей. В 1961 году он сделал два известных детских снимка - "Бабуля" и "Вратарь". В тот же период Лагранж знакомится со многими известными поэтами и писателями, снимает Александра Галича, Беллу Ахмадулину, Роберта Рождественского.
Одним из кадров, определивших творчество Владимира Лагранжа, стал знаменитый "Голубь мира". Эта фотография была напечатана на большом плакате и открыла третью выставку "Наша молодость" в московском Парке Горького в 1962 году.
Через год Лагранж перешел в издание "Советский Союз". Журнал выходил на 19 языках и распространялся также за рубежом. Работая здесь специальным фотокорреспондентом, Лагранж смог посетить некоторые страны Европы и сделать немало знаковых фотоочерков.
В 1964-м он отправился в свою первую заграничную поездку - во Францию. Оттуда он привез снимки "Париж. В музее", "Твист. Париж", "Сначала - прямо, потом - направо", "Бульвар Парижа", "Парижанка / Французский багет", "Франция, город Дижон. Конкурс официантов", "Париж. Эйфелева башня". Все они представлены на выставке.
В биографии Лагранжа есть любопытный факт. Несмотря на успех и международную известность, у него не было своего фотоаппарата. Первый собственный инструмент для работы появился лишь в 2000-х. Все свои знаменитые кадры, которые сейчас являются классикой советского фотоискусства, Лагранж снимал на технику, которую предоставляла редакция. Во Францию он брал штатный фотоаппарат, хотя редакционного задания на эту поездку не было.
В экспозиции также собраны снимки из поездок фотографа в Англию в 1968 году ("Лондон. Пикадилли", "Лондон. Тауэр") и Италию в 1974-м ("Турин. Улица Лагранжа", "Реклама").
Тяжесть перестройки
С начала 70-х Лагранж стал чаще обращать внимание на жизнь советских рабочих. Например, на выставке представлены портреты двух шахтеров, чьи лица покрыты угольной пылью, - "Бригадир" (1975) и "Я верю таким людям" (1978). В сюжетах его фотографий также появляются темы, связанные с сельским хозяйством: "Страда" (1973), "Помощница" (1979), "Посевная" (1981). На снимках видны только силуэты людей за работой. Так Владимир Лагранж обращался к проблеме безымянности человека.
Он никогда не любил постановочные кадры, но иногда они были необходимы. Например, "Доходы совхоза А. Скакуна, город Брест". По заданию журнала "Советский Союз" в 1971 году Лагранж отправился в Белоруссию, чтобы снять директора брестского совхоза. При этом стояла задача отразить, что предприятие успешно работает. Автор подошел к съемке нестандартно. Вместе с директором они отправились в банк, где хранились деньги совхоза, и Лагранж снял его с пачками бумажных купюр. Фотография получилась постановочной, но эмоции на ней были живые - директор признался, что еще никогда не видел за раз так много денег.
Дискуссии между "физиками" и "лириками" начались в 1960-е годы и не прекратились в 70-х. Конечно, фотокоры не могли обойти эту тему стороной. В экспозиции на одной из стен разместили фотографию "Аура" (1978 год, в других источниках ее можно встретить под названием "Физики"), а на противоположной - портрет "Поэт Евгений Евтушенко" (1978).
Вынужденное соседство
В 80-е годы фотограф ездил в разные города и страны по редакционным заданиям, но его личный взгляд все чаще был направлен в сторону деревень. Владимир Лагранж всегда снимал черно-белые кадры. Иногда для работы ему приходилось делать цветные негативы, но сам автор считал, что только в черно-белом варианте фотографии несут цвет эпохи. Даже позитивные, жизнерадостные и наполненные яркостью кадры, которые он делал в деревнях (например, "Чистый четверг" и "Любознательность"), все равно монохромны.
В то же время по своей инициативе Лагранж начал создавать серию фотографий быта коммунальных квартир в Москве, Ленинграде и Одессе. К примеру, "Попить чайку" и "Вечерний чай" отражают тесноту и переполненность, которая царила в коммуналках. Частично этот цикл Лагранж продолжил в 90-е - снимки "Москва. Сретенский бульвар" и "Утренний кофе".
Неспокойное время
В конце 1980-х Владимир Лагранж ушел из журнала "Советский Союз" в издание "Родина". Новая редакция сразу отправила его снимать вывод войск из Афганистана. Фотограф привез из этой поездки кадры разрушающих последствий войны: "Кладбище поморов", "Афганистан. Реквием", "Судьба / Лампочка Ильича".
Развал СССР и появление новой власти Владимир Лагранж снимал для московского бюро французского агентства Sipa Press, с которым начал сотрудничать в начале 90-х. Кризисные для страны события отражены на фотографиях "Разговор. О чем?" (1990), "Прилавки для терпеливого народа" (1991), "Обмен или обман?" (1992), "Толкучка у "Детского мира" (1992), "Власть народу!" (1993).
Коллаборация продолжается
Выставка "Улицы Лагранжа" продлится до 23 апреля. Она стала первой из серии совместных проектов областного историко-краеведческого музея и Галереи Люмьер. 16 февраля в Музее модерна откроется еще одна фотоэкспозиция - "Александр Родченко. Фотографии из коллекции Still Art Foundation" (18+). Авангардистский взгляд и экспериментальный подход Родченко к съемке навсегда изменил историю фотографии и повлиял не только на современников, но и определил ход развития этого вида искусства.
В экспозицию войдут 58 работ: фотографии семьи, портреты друзей и современников (художников, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ"), архитектурные съемки и репортажи. Зрители увидят знаменитые снимки ("Балконы", "Пожарная лестница", "Пионер-трубач") и портреты Владимира Маяковского, Лили Брик и Осипа Брика, которые использовались для создания известных плакатов.
Подробнее смотрите в сюжете телеканала "Губерния".