Бориса Андрианова связывают с Самарой не только систематические гастроли. Один из выдающихся современных виолончелистов выступает автором и куратором нескольких международных музыкальных фестивалей. Один из них - "Музыкальная экспедиция" (12+). Он проходит в разных регионах России и состоит из выступлений мировых звезд академической сцены в необычных локациях. Летом 2022 года проект гостил в Самарской области. Хочется верить, не последний раз.
Программа вечера в филармонии началась с исполнения Второго концерта для виолончели с оркестром Дмитрия Шостаковича. Это произведение классика написано в 1966 году. Считается, что первая часть концерта стала откликом на смерть Анны Ахматовой. Композитор и поэтесса встречались редко, но относились друг к другу с великим уважением. В 1958-м она подарила ему только что опубликованную книгу стихов с дарственной надписью: "Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле". Кроме того, музыка второго концерта содержит множество аллюзий и цитат - от мелодии одесской песенки "Купите бублики" до отсылок к произведениям Мусоргского и Малера.
В репертуаре Андрианова классические вещи соседствуют с произведениями современных композиторов, многие из которых написаны специально для виолончелиста или его фестиваля Vivacello. Одно из них самарская публика услышала на концерте в филармонии.
1960-е - не только эпоха Шостаковича, но и начало эпохи минимализма в музыке. В минимализме и постминимализме продолжают работать многие зарубежные и отечественные композиторы. Одно из таких произведений - Musica con cello для виолончели, фортепиано и симфонического оркестра Павла Карманова - исполнили Борис Андрианов, пианист Павел Назаров и самарский оркестр под управлением главного дирижера Дениса Власенко. Произведение, впервые прозвучавшее на фестивале Vivacello в 2014-м, объединило романтические жизнерадостные мотивы с ритмичными элементами симфорока. На последних нотах зал филармонии взорвался овациями.
Во втором отделении публика услышала симфонию "Манфред" Петра Чайковского, написанную по мотивам одноименной поэмы (12+) Джорджа Гордона Байрона. Произведение написано в 1885 году по рекомендации композитора Милия Балакирева. После первого исполнения в марте 1886-го Чайковский написал коллеге: "Между моими ближайшими друзьями одни стоят за Манфреда горой, другие остались недовольны и говорят, что я тут не сам собой, а прикрытый личиной какой-то. Сам же я думаю, что это мое лучшее симфоническое сочинение".