Последствия пандемии
Прошлый 2020 год нанес серьезный удар по мировому сообществу в целом. Нет такой сферы, которая не понесла бы определенные потери. Негативные изменения коснулись и ситуации на автомобильном рынке. Остановка или снижение производства автомобилей и комплектующих привели к дефициту товара и, следовательно, росту цен.
Но, по словам экспертов, ситуация восстанавливается обнадеживающими темпами. Член Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Александр Бредихин рассказал, что самыми тяжелыми для авторынка оказались апрель-май прошлого года, но затем продажи начали восстанавливаться благодаря введению дистанционных программ по заказу, оплате и доставке автомобиля.
– Фактически сегодня мы говорим о том, что рынок может выйти на уровень 2019 года, – подчеркнул Бредихин. – И это будет выше, чем показатели 2020 года, на 10 %.
Тем не менее, стабилизации и снижения цен на автомобили до конца 2021 года не прогнозируется. Эксперты единогласно уверены: стоимость как новых, так и подержанных авто будет расти, и на это есть объективные причины, одна из которых – локдаун.
– Заводы стояли несколько месяцев, нарушены цепи поставок. И это невозможно восстановить, как показывает практика, даже за год, – отметил руководитель оргкомитета "Объединенной лизинговой ассоциации по взаимодействию с производителями и дилерами" Вячеслав Михайлов.
В тренде – лизинг
В сложившейся ситуации трендом становится увеличение объемов автолизинга. Сейчас, по словам экспертов, это одно из крупнейших направлений долгосрочной аренды, на российском рынке он составляет 49 % от общего объема лизинга в целом, и прогнозируется, что это число будет расти.
Сегодня автолизинг зачастую выбирают предприятия среднего и малого бизнеса. Для многих этот инструмент является эффективным способом обновления активов в ситуации, когда нет возможности приобрести автомобиль на собственные средства.
К слову, лизинговые компании в своей работе в первую очередь ориентируются на потребности клиентов и современные реалии, а также расширяют спектр дополнительных услуг. Одна из компаний, работающих в отрасли, – "Балтийский лизинг". Именно она более 31 года назад стала первой на рынке лизинговых услуг в нашей стране.
Фото: Катерина Ершова
Наталья Рафикова, директор самарского филиала ООО "Балтийский лизинг":
- Благодаря своей универсальности, многолетнему опыту реализации различных проектов, партнерству с обширной базой поставщиков "Балтийский лизинг" может предложить клиентам ряд программ, пользуясь которыми, компании могут выгодно обновлять активы для достижения большей эффективности бизнеса. На сегодняшний день мы также расширяем спектр дополнительных услуг, которые делают эксплуатацию предмета лизинга проще и дешевле. Заключая договор, клиент может получить ряд полезных опций по содержанию нового автомобиля или автопарка. Другими словами, речь идет об одновременной экономии денег и времени, которые клиент может потратить на развитие своего бизнеса. "Балтийский лизинг" предлагает широкий спектр услуг: от страхования и помощи с регистрацией до транспортировки имущества к месту эксплуатации. Кроме того, мы продолжаем развивать операционную аренду, которая становится одной из точек роста лизингового рынка. Механизм также очень удобен для клиентов, поскольку все моменты, связанные с эксплуатацией авто, берет на себя лизинговая компания. Автомобиль передается в пользование с уже включенным набором дополнительных опций. Это может быть страхование, техобслуживание, а также шинный сервис и платные парковки.
Комфортный автокредит
Не теряет популярности и автокредитование. Банки также осваивают дистанционные технологии и стремятся сделать свой сервис удобнее для клиентов.
Фото: Катерина Ершова
Алексей Ларгин, руководитель "Абсолют Банка" в Самаре:
– Мы стали банком онлайн-технологий и стремимся свести к минимуму количество визитов клиента в банк для закрытия его потребностей. Мы все время на связи. С апреля по июнь мы выдали автокредитов на 1 млрд 700 млн рублей. Если сравнить с первым кварталом года, произошло увеличение в 2,5 раза.
Среди новых автомобилей в кредит самый популярный – LADA. Ее выбирают 38 % самарских заемщиков. На втором месте RENAULT – 12,5 %, на третьем HYUNDAI – 12,3 %. Четвертое у CHERY – 10,2 %, пятое у VOLKSWAGEN – 8,4 %. В прошлом году на третьем месте была KIA, в этом она вообще выбыла из топ-5.
Доля мужчин среди покупателей в Самарской области – 73 %. В прошлом году она была немного ниже – 70 %. Средний возраст женщины, приобретающей автомобиль в кредит, – 40 лет. Мужчины – 44 года.
В нашем банке решение по кредиту выдается в течение одного дня. Для этого клиенту не нужно идти в отделение банка. Он приходит сразу в один из автосалонов, аккредитованных под наши технологии, и выбирает автомобиль, имеющийся в наличии, заполняет заявку и при ее одобрении переходим к сделке. Это комфортно и не заставляет клиента делать каких-то дополнительных движений. Кроме этого, на сайте нашего банка можно оформить и полис ОСАГО. Системой-агрегатором выдается предложение сразу по 18 страховым компаниям. Порой скидка по некоторым из них может достигать до 55 %. Этот сервис пользуется особой популярностью в Самаре.
Алексей Ларгин считает, что если приобретение или обновление автомобиля – реальная необходимость, то не нужно откладывать его покупку до лучших времен. Тем более что сейчас банками предоставляется большое количество продуктов, которые позволяют купить или поменять машину по выгодным условиям. Также он рассказал, что в августе этого года Абсолют Банк планирует предоставлять кредиты с господдержкой.
– Будет предоставляться субсидия на первоначальный взнос в размере 10 % от стоимости автомобиля. Есть определенные условия и требования. Например, автомобиль должен быть включен в список, одобренный Минпромторгом, и стоить не дороже полутора миллионов рублей. Ожидаем, что это подтолкнет массового потребителя к обновлению своего транспорта или даже приобретению первого семейного автомобиля, – отметил Ларгин.
На господдержку и льготные кредиты на приобретение автомобиля, спецтехники или оборудования также могут рассчитывать предприниматели.
Фото: Катерина Ершова
Юлия Красина, генеральный директор Гарантийного фонда Самарской области:
– Мы ориентированы на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство региона дало поручение разработать программы, направленные на возможность приобретения имущества, в том числе и автомобиля. Все эти программы универсальны.
Юлия Красина отметила, что займы предоставляются по самым разным направлениям и отраслям. В их числе – предприятия социальной направленности, приоритетных отраслей в моногородах, туризма и многие другие.