По словам участника встречи, социального психолога Михаила Вершинина, травля детей в сети подчас приводит к трагичным последствиям, например, скулшутингу - вооруженным нападениям в учебных учреждениях.
- Исследования западных коллег показывают взаимосвязь травли и вооруженных нападений, поскольку виновниками кровавых инцидентов часто являются бывшие жертвы травли, - отметил эксперт. - Кибербулинг - это определенные формы травли с использованием электронных средств. Жертва кибербулинга, используя гаджет, подвергается давлению практически круглосуточно. По статистике, в России жертвами кибертравли становятся дети в возрасте 12 лет. Больше половины булеров (тех, кто травит) сами являются бывшими жертвами. Их средний возраст в России 14-16 лет
Фото: Екатерина Ершова
Как же родителям понять, что у ребенка проблемы с сетевым окружением? По словам Вершинина, стоит обратить внимание на реакцию ребенка на сообщения. При неблагоприятной картине он может вздрагивать, замыкаться, уходить от ответов на вопросы, у него может резко меняться настроение. В этом случае необходимо, чтобы подросток не боялся рассказать о своих проблемах, чтобы между родителями и ребенком были доверительные отношения.
- Важно, чтобы у ребенка было несколько групп общения - школьный коллектив, друзья во дворе, спортивная секция или единомышленники в творчестве, - говорит психолог. - Если у ребенка есть возможность переключиться в общении с одной группы на другую, ему легче перенести негативное к себе отношение в случае возникновения такового в одной из групп.
Руководитель Проектного офиса цифрового развития Самарской области Дмитрий Камынин обратил внимание на другие актуальные киберпроблемы.
- Одна из них - обычное мошенничество. Сейчас уже в 14 лет ребенок может оформить на себя платежные финансовые инструменты, принимать решения по совершению транзакций, становясь объектом для мелких кибермошенников, - отметил он. - Другая проблема, связанная с пребыванием ребенка в Сети, правильное формирование паттернов (моделей) поведения. Например, в некоторых онлайн-играх принята ненормативная лексика, и часто дети переносят это в реальную жизнь, что влечет за собой негативные последствия. Такие "нормы" поведения закрывают перед ними ряд возможностей в будущем. Третья проблема - неконтролируемое агрессивное поведение, формированию которого способствует потребление негативного контента.
Фото: Екатерина Ершова
Еще одна сетевая угроза, по мнению Камынина, возникает для подростков в период формирования их идеологических принципов. Огромная работа в этом направлении ведется многочисленными федеральными службами, которые разъясняют принципы государственного устройства, а также и другими не всегда дружественными государствами и системами. В целом цифровая грамотность ребенка - это задача родителей. Запрещать детям бывать в Интернете бессмысленно. Гораздо эффективнее вместе с ребенком спланировать время пребывания в Сети и тщательно контролировать потребляемый контент.
В числе других факторов, снижающих безопасность детей, эксперты назвали вовлечение подростков через Сеть в финансовые пирамиды, привлечение к распространению наркотиков.
Для повышения цифровой образованности детей создано множество проектов. В числе популярных федеральных - проект Центробанка по финансовой грамотности. Что касается регионального уровня, то около полугода назад проектный офис цифрового развития Самарской области запустил проект Itopus, который призван рассказывать детям и подросткам об IT-сфере и ее возможностях.
Директор по маркетингу самарского филиала МТС Надежда Доронина отметила, что наиболее актуальными вопросами для исследований являются время, которое ребенок проводит в Интернете, и набор посещаемых им ресурсов. Эксперт сообщила, что, по данным прошлого года, около 27 % школьников проводят в Сети более восьми часов в сутки, около 15 % - по пять часов и 18 % - по три часа в день.
- Как социально ответственная компания, МТС использует ряд инструментов для помощи в правильной организации сетевого времени детей. Например, проект "Дети в Интернете", разработанный совместно с кафедрой психологии МГУ, фондом развития Интернета при поддержке Министерства образования России. Это интерактивный урок, дополненный комплексом материалов для младших школьников, ведь именно в младшем школьном возрасте дети начинают пользоваться Интернетом. Этот урок объясняет, как правильно вести себя в Интернете, в том числе и в случае столкновения с опасностью. Все время существования проекта - а это уже более 10 лет - волонтеры компании МТС проводят открытые уроки в школах по всей стране. Кроме того, мы формируем базу инструментов и сервисов, которые позволяют контролировать и регулировать присутствие детей в Интернете. Сегодня одного только "антивируса" недостаточно. Мы готовы предложить системный, комплексный продукт, делая его более персонифицированным. Например, с личного телефона родитель может установить уровень контроля по возрасту, по дням недели, по часам, загрузить список нежелательных сайтов, контролировать присутствие ребенка в соцсетях и использовать ряд других возможностей, - отметила Надежда Доронина.
Фото: Екатерина Ершова
К нынешним каникулам компания МТС выпустила подписку на тариф "Джуниор". Этот продукт включает безлимитное использование мессенджеров, контроль спам-звонков, запрет на отправку платных SMS-сообщений, доступ к детским разделам МТС-библиотека и не только. Этот тариф позволяет сделать связь ребенка дешевле, доступнее и безопаснее.
По мнению Надежды Дорониной, важно не только контролировать и ограничивать присутствие детей в Интернете, но и помогать им с выбором полезного контента. В частности, проект "Поколение-М" недавно был признан ООН одним из лучших социально ориентированных проектов. Это синтез благотворительности и развития творческих способностей детей. На ресурсах проекта дети выкладывают свои работы, проходят онлайн-уроки, участвуют в творческих конкурсах. За свои работы они получают баллы, которые компания МТС конвертирует в рубли, и эти средства перечисляются благотворительным фондам.
Подводя итог встрече, Дмитрий Камынин еще раз сделал акцент на том, что контролю качества пребывания детей в Интернете родители должны уделять самое серьезное внимание.
- Крайне необходимо, чтобы в череде пусть даже самых безобидных роликов, увиденных на популярных ресурсах, были аудиокниги, статьи, информационные материалы. С ребенком обязательно нужно обсуждать увиденное им в Интернете, интересоваться его мнением относительно мировых проблем, расширять круг его интересов, - подчеркнул он. - Интернет предоставляет богатейшие возможности для образования и развития.