Прошлый год стал непростым для экономики России, которая оказалась под сильным давлением западных санкций. Тем не менее прилавки магазинов не опустели, население страны не погрязло в нищете, а предприятия не прекратили работу. Не последнюю роль в стабилизации экономики сыграл Центральный банк РФ. О работе регулятора в 2022 году рассказал директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов. Он стал гостем пресс-центра Самарского областного вещательного агентства.
Фото: Дмитрий Бурлаков
Делают ставку
Эксперт напомнил, что в феврале 2022 года экономика России столкнулась с серьезными сложностями. Одной из них стала ситуация, когда люди массово забирали свои деньги из банков.
- Всего за 10 дней с 24 февраля отток средств населения из банков составил почти 3 триллиона рублей. Это очень много. И это в том числе создавало риски для финансовой стабильности. Для купирования таких рисков Центральный банк был вынужден повысить ключевую ставку с 9,5 процента до 20 процентов годовых, - напомнил Кирилл Тремасов.
Фото: Дмитрий Бурлаков
Если ключевая ставка растет, то кредиты становятся дороже, а депозиты и проценты по ним - выгоднее. Люди начинают меньше тратить и больше сберегать. Это помогает сдерживать инфляцию, то есть цены начинают расти медленнее. В результате февральское решение Центробанка о резком повышении ключевой ставки сработало: уже в марте 2022 года деньги начали возвращаться в кредитные организации. В апреле ситуация на финансовых рынках стабилизировалась и регулятор стал быстро снижать ключевую ставку, доведя ее к сентябрю до 7,5 %. На этом уровне она остается и по сей день. Прогноз на 2023-й - 7-9 %.
Управлять инфляцией
По итогам нынешнего года Центробанк прогнозирует инфляцию в диапазоне 5-7 %. В 2024 году регулятор ожидает ее возвращение к целевому показателю - около 4 %, как это было до пандемии коронавируса и нового витка западных санкций. Тремасов отметил, что резкое подорожание товаров и услуг весной 2022 года отчасти было эмоциональным решением ретейлеров. Многие полагали, что часть продукции исчезнет с прилавков, и поднимали цены, что называется, с запасом. Плюс был период ажиотажного спроса. Эта паника как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей и привела к резкому росту стоимости товаров и услуг. Но уже с мая цены начали снижаться. По некоторым товарам коррекция продолжается до сих пор.
По оценке эксперта, с мая прошлого года текущая инфляция остается очень сдержанной. Цены в среднем растут даже ниже цели регулятора - примерно 4 % в год. Тремасов объяснил, почему Центробанк стремится именно к небольшому росту общего уровня цен на товары и услуги, а не к нулю. Инфляция - это суммарный индекс. Если она слишком низкая, это значит, что на отдельных товарных рынках может возникнуть дефляция - устойчивое снижение цен. В такой ситуации покупатели откладывают покупки в ожидании более выгодного предложения, спрос снижается. Это приводит к снижению производства, безработице и, как следствие, к замедлению экономического роста.
- Дефляция для экономики, наверное, более опасная ситуация, чем инфляция. Как бороться с инфляцией, центральные банки знают, а в обратную ситуацию попадали единицы, - пояснил директор департамента. - Но те, кто попадал, как правило, годами и даже десятилетиями преодолевали дефляционные тенденции. Все это время экономика, как правило, либо снижалась, либо стагнировала.
Принимают сигналы
В своей работе регулятор, в том числе, учитывает результаты опросов предприятий. В выборке - более 14 тыс. компаний по всей стране, включая 263 из Самарской области. Центробанк получает от предприятий краткосрочный прогноз по изменению цен на их продукцию в ближайшие три месяца. Собирая эти данные со всей страны, регулятор рассчитывает балансовый индекс, который показывает, как меняются ожидания бизнеса.
- Для нас это определенный сигнал о том, куда могут пойти цены. Не менее значимый параметр - это инфляционные ожидания населения. Допустим, банк предлагает вам депозит со ставкой в 5 процентов годовых. При этом вы ожидаете, что инфляция вырастет на 10 процентов. Значит, предложение банка для вас невыгодно. Скорее всего вы предпочтете деньги потратить, а возможно, даже возьмете кредит, - привел пример Тремасов. - Это увеличит спрос и будет создавать проинфляционный эффект. В какой-то степени ожидания по инфляции порождают ее саму, так как это провоцирует вас больше тратить и меньше сберегать. Поэтому мы очень внимательно следим за тем, как меняются инфляционные ожидания населения. Сейчас они, как и ценовые ожидания бизнеса, находятся на повышенном уровне.