В январе этого года на территории региона было совершено 400 IT-мошенничеств, сообщил начальник отдела раскрытия общеуголовных мошенничеств и имущественных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ГУ МВД России по Самарской области Виталий Буренков.
- Самый распространенный и достаточно банальный способ кибермошенничества - это звонки со стороны фейковых сотрудников банков и правоохранительных органов якобы с целью сбережения денежных средств граждан. Это наиболее опасный вид мошенничества как по финансовому ущербу, так и по дальнейшим последствиям, - отметил эксперт.
Фото: Юлия Рубцова
Преступники совершенствуют схему обмана доверчивых жителей. Если раньше это были просто звонки из "службы безопасности" с сообщениями о подозрительной активности на счете, то сейчас план злоумышленников состоит из нескольких этапов. На первой стадии мошенники вводят жертву в состояние стресса, например, сообщают, что у человека заканчивается срок действия телефонного номера. Когда они понимают, что собеседник повелся на их уловку, то сразу бросают трубку. После этого поступает повторный звонок, на этот раз от лжесотрудника правоохранительных органов. Он объясняет, что гражданин стал жертвой аферистов, и говорит, что нужно сделать для того, чтобы сохранить свои деньги. В итоге фальшивый полицейский вынуждает человека перевести средства, взять кредит и т. д.
Сложность раскрытия таких преступлений в том, что в основном злоумышленники действуют из-за рубежа. Так, по данным полицейского, в первые три недели с начала спецоперации не фиксировалось ни одного подобного факта на территории России. Все преступники действовали из других стран.
- После таких мошенничеств граждан могут заставлять совершать противоправные действия, чтобы вернуть свои деньги, например, поджигать машины полиции или военкоматы. Тут надо понимать, что людей в очередной раз обманывают - никто им деньги не вернет, а вот отвечать по закону за совершенные действия придется, - предостерег Буренков.
Один из новых способов кражи денежных средств у граждан - через токенизированные (виртуальные) карты, рассказал заместитель управляющего отделением "Самара" Волго-Вятского ГУ Банка России Василий Гордеев. Мошенники звонят жертве и, представляясь сотрудниками правоохранительных органов или ЦБ РФ, убеждают ее незамедлительно перевести деньги на якобы "безопасный счет". Для этого пользователя просят обналичить все деньги (включая средства с кредитки) и загрузить на телефон приложение. Затем туда предлагают добавить мошенническую виртуальную карту по данным, которые продиктует злоумышленник. После этого жертву просят воспользоваться банкоматом с поддержкой бесконтактного обслуживания, приложив телефон к метке NFC, и ввести пин-код, который скажет преступник, а после пополнить своими наличными привязанную в приложении поддельную карту. При этом доступ к ней остается у злоумышленников: они могут снять деньги и потратить их.
- Если вы к своему телефону прикрепили чужую карту, то деньги попадут на нее, - предупредил эксперт. - Банк России во взаимодействии с правоохранительными органами отслеживает новые подходы к мошенничеству и выкладывает эту информацию на своем сайте. Поэтому советую всем гражданам с ней ознакомиться.
Фото: Юлия Рубцова
По словам старшего преподавателя кафедры общей психологии самарского вуза Григория Старостина, жертвой мошенника может стать любой - от пенсионера до уверенного в себе бизнесмена. Все дело в эмоциональном состоянии человека.
- Все мы люди, и любого можно вывести из состояния равновесия. Человека можно заинтересовать большими выигрышами, деньгами, которые можно легко получить или наоборот потерять. Если это вызвало в человеке эмоции - он попал на крючок, дальше мошенники включают уже какие-то специальные психологические приемы. У многих есть доверие к людям, наделенным властью. Поэтому они идут на контакт с фейковыми представителями правоохранительных органов, - отметил специалист.
Фото: Юлия Рубцова
Старостин советует не вступать в диалог с незнакомыми людьми, которые звонят и сообщают вам о какой-то проблеме. После такого общения нужно проверить информацию. Например, если вам позвонил "полицейский", нужно самому обратиться в МВД. А после общения с заботливым "клерком" не лишне позвонить в банк и выяснить, действительно ли с вашим счетом что-то не так, если у вас есть в этом сомнения.
Командир добровольной народной дружины Самары Иван Андрианов добавил к сказанному, что сотрудник полиции в принципе не будет звонить человеку по сотовому или мессенджеру. Ведь по телефону никак не докажешь, что ты работник правоохранительных органов.
- Нужно выработать информационный иммунитет. Дистанционное мошенничество называется так, потому что совершается дистанционно, а не лицом к лицу, и вы можете легко его пресечь. Просто положите трубку, прекратите разговор, если он доставляет вам какой-то дискомфорт. Возьмите паузу, подумайте, обратитесь к близким за советом, - сказал Андрианов.

Фото: Юлия Рубцова