Дело есть всегда
Крестьянин в четвертом поколении, глава хозяйства Владимир Самодуров в прогнозах на сезон осторожен, не полагаются уже сельчане и на народные приметы - дают сбои. С улыбкой вспоминают слова прежних старожилов: "Как на Луну полезли, так все приметы и сломали". Надеются фермеры только на выверенную годами агротехнику, машины и собственное упорство.
В преддверии сева новотроевские аграрии заняты боронованием и подкормкой озимых. В хозяйстве Самодуровых почти 11 тыс. гектаров, треть занята озимыми. Выращивают пшеницу - яровую и озимую, овес, ячмень, гречиху, сафлор, подсолнечник, нут и чечевицу. Не все культуры одинаково доходны.
- На овес и ячмень цены нет, но пока сеем. Подсолнечник тоже перестал радовать: в этом году от гибридных сортов откажемся, перейдем на сортовые семена. Если низкая цена на него сохранится - на следующий сезон откажемся совсем.
И это при том, что еще несколько лет назад подсолнечник считался у аграриев "палочкой-выручалочкой" - помогал вытянуть доходы. Сейчас же, по словам Владимира, выгоду от культуры имеют только переработчики. Для примера, цена за килограмм семечки в январе 2022 года составляла 60 рублей, в январе нынешнего - 22. Отчасти поэтому фермеры обратили свой взор на сафлор - культуру, которая считается конкурентом подсолнечника. На него есть спрос и цена. Выигрывает он и по двум своим характеристикам. Во-первых, в отличие от подсолнуха, землю не истощает, после него можно сеять пшеницу. Во-вторых, в засушливую погоду подсолнух растет плохо, сафлор наоборот - не любит слишком влажной почвы.
Крестьянское хозяйство Самодурова - в передовиках района: в прошлом году по урожаю были третьими. Хотя и тут радость не абсолютная.
- Два предыдущих года были исключительно урожайными, но мы большого восторга от этого не испытываем, потому что нормальной цены на нашу продукцию нет. При этом хлеб в магазинах не дешевеет, техника, горючее, удобрения дорожают, - отмечает сельхозпроизводитель.
Но фермеры не унывают, надеются на лучшее, регулярно обновляют технопарк. В прошлом году купили трактор, самоходную косилку, дискатор, фронтальный погрузчик. Возвели два склада на 1,7 тыс. квадратных метров - хранить урожай где-то нужно, прежних площадей не хватает.
- Вышли в поле вовремя. Сейчас в смену боронуем до 900 гектаров. Еще несколько дней - и завершим боронование и подкормку озимых, а сев будем проводить с одновременным внесением удобрений. Если все будет хорошо и погода не подведет, к 10-12 мая посевную закончим, - намечает план ближайшей страды Владимир.
Затем начнется работа с парами и обработка новых угодий - братья недавно взяли в аренду еще 400 гектаров. Но "обновка" требует мелиоративной подготовки: территория заросла кустарниками и деревьями, их нужно выкорчевать, землю обработать и подкормить. В нынешнем году новые гектары планируют засеять озимыми.
- Ну, а там уже и к уборке готовиться. В деревне без дела не сидишь. До снега у нас так и будет - работа, работа, работа, - говорит аграрий.
Удержать село
В хозяйстве Самодуровых работают чуть более 30 человек. Все они - жители Новотроевки и соседних деревень. По сути, на хозяйстве село пока и держится.
И для Владимира такие перемены - самая большая боль. Он видит в этом не локальную проблему отдельно взятого района, а опасную для сельхозотрасли тенденцию. Без деревни люди теряют привычку трудиться на земле, а без нее никакие зарплаты не способны привлечь кадры в АПК. Сами братья - четвертое поколение семьи, что живет в Новотроевке. Их дети пока тоже отцов поддерживают, в город не уезжают.
- Сейчас в селе условия для жизни даже лучше. В домах есть газ, вода, отопление, почти в каждом дворе - автомобиль, но плюс тишина и природа. Даже зарплаты сопоставимые, а порой и выше городских, - перечисляет Владимир. - Люди кинулись в города за развлечениями, за потреблением. Вот так и отучились работать.
Нужно больше уделять внимания досугу на селе, тогда и молодежь перестанет уезжать, считает Самодуров.
Не отказывают в помощи
Владимир с братьями односельчанам и району помогают разносторонне. Сейчас в числе приоритетов - поддержка бойцов спецоперации. После объявления мобилизации для строительства палаточного городка нужны были инструменты и материалы. Лопаты, пилы, топоры, гвозди и прочее фермеры закупили и отправили с волонтерами. Земляки, служащие "за ленточкой", сообщили, что у командира части разбомбили УАЗ, попросили помочь. Не отказали - купили подержанную "Ниву". Отправили на передовую несколько дронов и тепловизоров.
- Сейчас сплотились все - каждый вносит свою лепту. Так должна объединиться вся страна и на всех направлениях: в кратчайшие сроки строить заводы, восстанавливать потерянные производства, а ответственность за разгильдяйство должна быть жесточайшая, - считает Владимир.
Земляки усилия и заботу фермера видят и ценят. В январе нынешнего года он стал лауреатом акции "Народное признание" - так регион благодарит людей за добрые дела и трудолюбие, готовность прийти на помощь. Свою статуэтку Самодуров получил в номинации "Признание и Уважение". В ней отмечают людей, внесших вклад в развитие той или иной отрасли, в том числе сельского хозяйства. Церемония состоялась в Самарском академическом театре оперы и балета.
- В первый и, наверное, последний раз в своей жизни я стоял на такой большой яркой сцене перед огромным количеством людей. Ощущения нетипичные - на полях как-то проще и привычнее, - поделился впечатлениями глава хозяйства.
К премии прилагались 50 тыс. рублей. Деньги Владимир отдал волонтерам района, помогающим бойцам "за ленточкой".
Фото: Екатерина Климова
Владимир Самодуров, глава крестьянского хозяйства:
- Наше предприятие развивается стабильно. Мы работаем, стремимся к лучшим результатам, от этого и жизнь в деревне становится комфортнее. Но кадровый вопрос нужно решать на уровне государства. Главное - возродить любовь к сельскому труду. Ее подрастающему поколению с детства нужно прививать в семье и в школе. Хорошая практика была в советское время: к окончанию школы мальчики уже успевали трактор освоить, а девочки на токе поработать. Тогда и проблемы с кадрами не будет. А все, что зависит от нас, мы сделаем: вовремя посеем - в срок пожнем.