Особый подход
- Дмитрий, вы открыли детскую школу танцев в достаточно юном возрасте. Как вы пришли к этому решению?
- Я не могу сказать, что с детства считал работу с детьми своим призванием. Я сам начал заниматься танцами довольно поздно, со второго курса института. Пробовал разные направления, бросал, возвращался к тренировкам.
В 2016 году уехал работать танцором в Китай. Через год вернулся в Самару. Днем работал, а по вечерам преподавал танцы. У меня занимались только взрослые, но окружающие говорили мне, что ребята ко мне тянутся и стоит попробовать вести детские группы.
Так что работы прибавилось - за день я мог объехать по пять школ. Со временем стал замечать ошибки в организации занятий, которые при желании можно исправить. Часто посещал соревнования и батлы, видел, что все танцоры узконаправленные, знают только один стиль. Бывало, что моим детям, независимо от танцевания, снижали баллы за то, что пришли в разных кроссовках.
Это стало для меня своеобразным звоночком. Я решил попробовать набрать собственные группы, чтобы донести свое видение танца.
- В чем оно заключается?
- Хотелось сделать так, чтобы дети танцевали… Да просто, чтобы дети танцевали. Для малышей неважно, какой они танцуют стиль. Наша задача, чтобы им было классно, чтобы им нравились занятия. На этой базе легче сделать что-то с телом, с головой, чтобы ребенок в итоге затанцевал.
У нас нет специализированных по направлениям групп. Программа построена так, что дети учатся танцу в целом. Наша задача - бережно подтянуть их физически и привить им музыкальность, понимание того, что есть разная музыка, что под разную музыку можно передавать разное настроение. Что в зависимости от эмоций в танце по-разному работают тело и лицо.
Для ребят от 3 до 7-8 лет это просто игра. Но потом они переходят в старшие группы и могут уже чисто автоматически пользоваться этими навыками. Тогда можно уходить в разные стили, погружаться в историю направлений, определенную хореографию. Когда понимаешь, что есть больше чем один стиль музыки и разный спектр эмоций, гораздо легче переключаться.
Для нас самый главный результат – когда мама присылает нам видео, где ребенок танцует посреди торгового центра и рассказывает, что еще несколько месяцев назад он боялся отпустить ее руку и поднять глаза. А теперь ему неважно, насколько "технично" он танцует и кто на него при этом смотрит. Он получает удовольствие от момента. И это совершенно другая степень свободы.
Вообще, проработав сезон, мы поняли, что нужно пересмотреть отношение к тому, чем школа будет заниматься. Танцы – это хорошо, но мы увидели, что существует большая пропасть между родителем и ребенком.
- Почему?
- Я думаю, это идет из нашего собственного детства. Родители много времени проводили на работе, им было некогда включаться в жизнь ребенка. И у многих из современных мам и пап этот навык не сформировался.
Поэтому я захотел, чтобы в школе был дополнительный блок, который будет помогать родителям понять детей, а детям - принимать родителей. И вот уже пять лет своей основной задачей мы считаем даже не обучение танцам, а налаживание этой коммуникации между поколениями.
Быть родителем
- Как вы решаете эту задачу?
- Иногда нужен индивидуальный подход. Например, нашим педагогам дети часто доверяют свои секреты, о которых боятся рассказать дома.
У старших групп это иногда довольно опасные вещи – бывает, что ребенку в школе предлагают попробовать какие-то вещества. Конечно, такую информацию скрывать от родителей мы не имеем права. Тогда через общение с ребенком мы стараемся сделать так, чтобы они узнали, но без негативной реакции, сглаживаем углы.
Мы придумали школьный "Призолов" - систему, где дети выполняют задания и получают за это школьные деньги, на которые могут купить наш мерч. Но изюминка в том, что выполняют задания они вместе с родителями. Мы создаем такие "кейсы", чтобы все члены семьи объединились, приятно провели время и больше узнали друг о друге. Можно сказать, таким образом мы дарим ребенку время родителя.
Привлекаем семью к подготовке отчетного концерта. У нас есть домашние задания, родители регулярно снимают видео танцев. В нашей школе не получится просто сдать ребенка и забрать его через год готовой "звездой", приходится включаться.
- Как родители относятся к такой дополнительной нагрузке?
- Мы показываем, что это классно, как это поможет ребенку. Не всем такой подход нравится. Но игнорировать эти задания долго не получается. Либо люди уходят, либо включаются.
Чтобы обучение дало результат, должна работать связка "ребенок - преподаватель - родитель". Нам важно, чтобы родитель разделял наши ценности. Если ребенку все нравится, но родитель против, будет элемент, который все разрушит.
Понимаете, людям в принципе сложно принимать новое, то, что не соответствует их опыту, воспитанию. Не все родители могут принять тот факт, что нужно учиться быть родителем, это не какая-то предустановленная опция.
Нас даже часто упрекают: "Чему вы можете научить нас, пока у вас нет своих детей?" А я считаю, что я такой же родитель, потому что школа - мой ребенок. Но я при этом не уверен, что все знаю. Я также ночами не сплю и думаю, что переделать, как будет лучше для учеников. Развиваюсь и учусь, преодолевая страхи и ломая стереотипы.
- Вы даже получили психологическое образование, чтобы подходить к вопросу профессионально?
- Да, сначала была переквалификация на детского хореографа-постановщика. А потом, с учётом новых задач, я получил ещё один диплом. У меня не было цели работать психологом с детьми, я хотел применять полученные знания в школе. Потому что наша работа - это уже не только преподавание танцев. Я бы даже сказал, что мы немного преподаватели и “много” психологи. Мы должны чувствовать детей, понимать их возрастные особенности, знать возрастные особенности родителей, у которых дети с возрастными особенностями (смеётся).
Обучение мне очень помогло. Я стал лучше понимать себя, преподавателей, мне стало легче доносить свои мысли до детей и родителей. Мы не можем всех привести на танцы, но можем транслировать свои принципы через другие инструменты. Например, на основе знаний по психологии мы сделали настольную игру для детей и родителей, которая поможет им узнать друг друга. Сейчас готовим ее к выпуску.
Параллельно разрабатываем ежедневник с заданиями, чтобы родители фиксировали какие-то важные моменты, учились взаимодействовать с детьми.
- Как бы вы сформулировали топ-5 принципов вашей работы?
- Любовь, честность, помощь, поддержка, открытость.
Учить жизни
- Сложно оказалось подобрать команду, которая будет разделять ваши взгляды?
- Есть костяк преподавателей, с которыми мы начинали всю эту историю. У нас уже наработана огромная база знаний и методик, и мы готовы передавать их дальше. Наши новые тренеры проходят серьезный отбор, мы не можем поставить на группу человека, в котором не уверены. Всех кандидатов сначала приглашаем на собеседование, показываем, как проходит занятие, рассказываем, что их ждёт. На этом этапе отсеивается почти половина. Остальные проходят стажировку, мы смотрим, как они общаются с детьми. Потому что идти к детям нужно, только если тебе это в кайф, иначе будет невыносимо. Когда мы видим, что контакт с учениками есть, взаимодействие с родителями налажено, мы запускаем группу.
- Чему вы в первую очередь учите ваше “пополнение”?
- Разговаривать с детьми, решать их конфликты. Мы стараемся донести до ребят, что они все - одна большая команда. Например, не поделили они на занятии коврик. У преподавателей есть инструменты, как сгладить ситуацию, как “голосом феи” объяснить, что этот коврик не так важен, как дружба. Что в любой ситуации можно разобраться спокойно, не драться. Причем не просто остановиться на фразе “драться нельзя”, а объяснить - почему. Когда разбирается одна ситуация, другие дети все видят и впитывают. Практически все они, нахулиганив, закрываются, ждут, что их будут ругать. А мы должны не отчитывать, а помочь сделать так, чтобы в следующий раз вопрос решился мирно.
- У малышей конфликты подчас бывают по смешному поводу. А со взрослыми, наверное, приходится сложнее?
- Да, мы неожиданно столкнулись с тем, что у нас растут дети (смеётся). Среди тех, кто пришел к нам в первые наборы, уже есть ребята 15-17 лет. Конечно, с ними на занятиях нужно разговаривать уже о другом. Но работать с ними проще. Они уже привыкли к нашим правилам. И, если в силу возраста начинают проверять преподавателя на границы, заигрываются, их легче вернуть в рабочее русло. А вот с теми, кто пришел уже в возрасте от 9 лет, приходится иногда тяжело. Их характер полностью сформирован в семье, а родители все разные. Но на то мы и преподаватели, чтобы понять ребенка и подкорректировать поведение, если это необходимо для успешных занятий.
- Какими вы хотите видеть своих учеников?
- Наша задача - выпустить из школы хорошего человека, который не боится общаться, может поддержать. Он знает, что не нужно показывать пальцем на людей, если они особенные. Он понимает, что есть разные эмоции, и это нормально. Он не стесняется танцевать. Он ладит со своими родителями, не боится рассказать им, если что-то произошло, и не опасается их реакции. Я считаю, что для жизни это важнее, чем просто умение красиво двигаться под музыку.
14.12.2024 | 21:29