По поручению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина кабмин начал работу по подготовке новой концепции Стратегии пространственного развития России с учетом текущих геополитических вызовов, а также региональных и муниципальных приоритетов. Такое решение было принято в целях комплексного развития инфраструктуры страны, создания комфортных условий для проживания россиян, обеспечения связанности территории и долгосрочного устойчивого развития.
Действующая стратегия была принята в 2019 году и рассчитана до 2025 года. Активное участие в ее формировании принимала Самарская область. Об опыте региона в этом направлении на площадке форума "Россия" рассказал Дмитрий Азаров.
Он подчеркнул: Стратегия пространственного развития – это многоаспектный, серьезный и важный для страны документ.
- Уверен, что он помог всем регионам Российской Федерации в понимании своей роли, своих конкурентных преимуществ, векторов развития, - подчеркнул Дмитрий Азаров. - Стратегия во многом предопределила направления развития инфраструктурных проектов, снятия инфраструктурных ограничений, развития геостратегических территорий России, городских и сельских агломераций.
Однако за прошедшие пять лет появились новые вызовы, изменились приоритеты внешней политики, в состав России вошли четыре региона. Все это, по словам Дмитрия Азарова, будет учтено в новой стратегии. Также в документ включат "новые векторы интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки".
- С учетом этих вызовов правительство и приступило к формированию новой концепции пространственного развития страны. Очень надеюсь, что, как и раньше, регионы подключат к разработке важнейшего документа, - сказал губернатор.
Что касается нынешней стратегии, то региону работа по ее формированию позволила предвосхитить наиболее перспективные направления сотрудничества.
- Регион инициировал в 2018 году внесение изменений в стратегию и включение Самарской области в реализацию проекта на тот момент международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай. При поддержке Президента страны наши предложения были приняты. Более того, мы активно реализуем проект строительства мостового перехода через Волгу в районе Тольятти и 100 километров современной трассы – это крупнейший проект на принципах ГЧП.
Губернатор подчеркнул: физическая готовность объекта составляет 90% и в следующем году мостовой переход примет грузопоток. Проект уже привлек в регион крупных инвесторов - металлургические холдинги, логистических операторов.
Также регион заручился поддержкой по созданию портово-логистического хаба в рамках развития альтернативных транспортных коридоров и торговых маршрутов. Для его создания в губернии есть все условия, заявил Дмитрий Азаров.
- Регион встроен в международные транспортные коридоры Севр - Юг, Запад - Восток, здесь проходят федеральные трассы, и они вместе с железнодорожными путями интегрированы в Транссибирскую железнодорожную магистраль, - пояснил глава региона. - В Самарской области функционируют три порта, способные обслуживать суда класса "река - море" и имеющие выход к семи морям через Волго-Донской и Беломорско-Балтийский судоходные каналы. В рамках МТК "Север - Юг" порты позволяют обеспечить транспортную связь со странами Каспийского бассейна, Персидского залива, Индией, Китаем, Африкой. Все это очень важно.
Еще один аспект - внутри региона при принятии решений о развитии дорожно-транспортной, инженерной, коммунальной, социальной инфраструктуры учитывается агломерационный фактор.
- Самарско-Тольяттинская агломерация – крупнейшая нестоличная агломерация. Сосредоточение в агломерации человеческого, экономического, образовательного и финансовых ресурсов создает условия для укрепления ее как опорного центра ускоренного социально-экономического роста общероссийского значения. Мы работаем над повышением транспортной связанности внутри агломерационных территорий и усиления включенности агломерации в новые транспортные коридоры, - отметил Дмитрий Азаров.
Он привел в пример совместный с РЖД проект ускоренного железнодорожного сообщения Самара - Тольятти, который включается в себя Новокуйбышевск и аэропорт Курумоч. Также в регионе идет масштабное строительство автодорог и создается инфраструктура для инвесторов. В этом задействованы ОЭЗ "Тольятти", технопарк "Жигулевская долина", две территории опережающего развития, индустриальные парки.
- Мы усиленно работаем по направлению обеспечения технологического суверенитета и планируем, что до конца года будет построено, а в следующем году запущено производство беспилотных авиационных систем, полностью локализованных в нашей стране. Современная разработка поддержана на федеральном уровне, у нас уже действует экспериментальный правовой режим для беспилотных систем, и мы формируем целый кластер в этой перспективной отрасли. Синхронно развиваем социальную и коммунальную инфраструктуру, - подчеркнул губернатор.
Дмитрий Азаров подчеркнул, что регион заинтересован в обсуждении новой Стратегии пространственного развития
- Очень надеюсь, что, как и в предыдущий период, регионы будут подключены к разработке этого важнейшего для нашей страны, для регионального развития документа, - резюмировал губернатор.