sovainfo.ru

Дети тыла: ветераны Великой Отечественной рассказали о трудоднях

Юрий Колосов и Надежда Гусева живут в Самаре. Сейчас они ухаживают за дачами, ходят на рыбалку и ведут общественную деятельность. Однако в 1941-1945 годы им приходилось работать в полях и на лесозаготовках наравне со взрослыми. В преддверии 80-летия Победы труженики тыла поделились воспоминаниями о военных буднях.


Юрию Колосову 95 лет. Он родился в поселке Лакинский во Владимирской области (сейчас – город Лакинск). Когда началась Великая Отечественная война, ему было 12 лет.

- Детство до 1941-го было радостное. Мы учились, сдавали на значок "Готов к труду и обороне", занимались творчеством. Хорошо проводили время в пионерском лагере, - рассказал Колосов.

Как раз там он был в июне 1941 года. 22-го числа детей вызвали на линейку и объявили о начале войны. Через день всех повезли домой:

- Помню, не прошло и недели, но везде уже были окопы, стекла - заклеены крест-накрест полосками бумаги. Мы не понимали, что происходит.

В 1941-м дети продолжали учиться. В 1942-м отца мобилизовали. Юрий трудился вместе с матерью: убирали сено в полях, чтобы снабдить Красную армию.

Когда Колосову исполнилось 14, его вызвали в районный комитет комсомола. Там предложили поехать в специальную школу Военно-воздушных сил № 3 в Иваново. Всего в 1940 году организовали 20 таких заведений. Они были ориентированы на углубленную военную подготовку. Школа, куда отправили Колосова, готовила кадры для офицерских авиационных училищ. Курс длился три года.

- Я согласился поехать. Мать - в слезы. Одной ей пришлось тяжело - дома еще оставались две младшие сестры. Но я сказал: "Хочу быть летчиком и бить фашистов". Сам не знаю, откуда такое рвение, - отметил ветеран.

В сентябре 1943 года Колосов начал учиться в спецшколе. В 6 часов дети вставали, делали зарядку. Завтракали овсяным киселем - горьким, коричневым, без масла. Давали еще пайку хлеба и стакан чая. На обед "шукрут" - так в спецшколе называли щи из мороженой капусты. Расшифровывали как "широкое употребление капусты работниками умственного труда".

- Через три месяца мы уже голодали. В огородах около школы воровали свеклу, на рынке меняли простыни и учебники на еду. Выходных не было. В субботу учились, в воскресенье помогали чем могли. Однажды нас направили на лесозаготовки. Каждый взвод должен был загрузить несколько вагонов дров длиной по шесть метров, - вспомнил Колосов.

Когда пришел День Победы, детей снова собрали для объявления:

- Война закончилась. Нам дали молочный суп-лапшу - это был настоящий праздник. Люди вышли на улицу - смеялись и плакали.

Потом Колосов работал на Лакинской ткацкой фабрике. В 1947-м поступил в Машиностроительный техникум во Владимире. Через четыре года решил ехать в Куйбышев. На заводе "Прогресс" проработал 60 лет - начинал технологом, закончил заместителем главного диспетчера.

Сейчас труженик тыла живет один. У него есть дочь, внук и внучка, четыре правнука. Они живут в Самарской области. Юрий проводит время с семьей и продолжает увлекаться рыбалкой.

Надежде Гусевой 85 лет. Она родилась в деревне Рундейка в Пензенской области. В 1941-м отец и две старшие сестры ушли на фронт. Когда в семье начался голод, Гусевой было 3 года.

- Я болела рахитом: ручки, ножки тоненькие, голова маленькая, а живот большой. Когда мне было четыре, нам подарили козу. Она меня спасла - с ней я спала, грелась об ее шерсть и пила молоко, – рассказала ветеран.

Когда Гусевой исполнилось пять, детство закончилось. Вместе с мамой она трудилась в поле: собирала колоски и горох.

- За нами следил объездчик. За съеденный колосок взрослых сажали в тюрьму, детей наказывали. Как-то раз я положила горстку гороха в карман. Меня поставили на него же - бобы впились в колени до крови. Продолжала работать с больными ногами. Хочешь не хочешь – в 4 часа всех будили и отправляли работать. Питались лепешками из прошлогодней картошки, лебеды,  конского щавеля, крапивы и подорожника, - поделилась Гусева.

Когда ей было 10 лет, родственник, который сопровождал пленных немцев, взял семью с собой в Чапаевск. Там остались жить.

Через три года Гусева поступила техникум в Куйбышеве, училась на буфетчицу. В 15 лет ее направили работать официанткой в столовой на заводе имени Фрунзе. Там на разных должностях она проработала 55 лет.

Сейчас Гусева является председателем Советского отделения самарской организации "Труженики тыла и ветераны труда". Последние 10 лет она поддерживает тех, кто пережил войну, и просвещает тех, кто мало о ней знает:

- Ходим в театры, на спортивные игры, смотрим кино, проводим мероприятия во Дворце ветеранов. Помогаем тем, кто потерял внуков в связи с их участием в спецоперации, выделяем волонтеров и социальных работников. Читаем лекции о войне в школах и гимназиях Самары.


поделиться: