Только-только подведя итоги затянувшегося из-за пандемии конкурса этого года - "Золотой Маски", уже объявили номинантов следующей. В списках самых заметных спектаклей сезона - несколько работ из нашего региона.
Пандемийные особенности
Жизнь экспертного совета "Золотой Маски", в котором в этом году работал спецкор "Волжской коммуны", текла в том же ритме, что и у всех.
"Отборщики" так же пять месяцев сидели дома и смотрели онлайн-театр, тоже научились ходить на спектакли в масках, летать в респираторах, а билеты брать в последний момент - вдруг что отменится. Часть этого сезона перенеслась на следующий ("Золотая Маска" рассматривает спектакли, выпущенные до 31 июля текущего года), артисты болели, командировки отменялись. Так что и у драматического, и у музыкального совета остались постановки, которые претендовали на номинацию, но возможности посмотреть их вживую так и не представилось. Их оказалось мало, но все равно обидно.
Были и хорошие новости. Примерно с середины августа эксперты без остановки нагоняли то, что нужно было досмотреть. Отбор продлили почти на месяц. Театры иногда ставили закрытые просмотры специально для "Золотой Маски", к тому же выручали фестивали.
Я смотрела в Москве на "Артмиграции" не только спектакли из Йошкар-Олы и Нижневартовска, но и самарский "Семью восемь" (16+). Кажется, с марта его так и не играли на своей площадке (экспериментальная сцена театра драмы из-за введенных ограничений пока не работает для зрителя).
В балетной номинации
Итогом работы двух советов стали 56 номинированных спектаклей и 189 частных номинаций. В этом списке Самара только в балетной части. Наш "Бахчисарайский фонтан" (16+) участвует в конкурсе по пяти позициям: "Балет/спектакль", "Балет - современный танец/Женская роль" (Ксения Овчинникова - Мария), "Балет - современный танец/Мужская роль" (Диего Эрнесто Кальдерон Армьен - Нурали и Игорь Кочуров - Вацлав), "Работа художника в музыкальном театре" (Андрей Войтенко), "Работа художника по костюмам в музыкальном театре" (Татьяна Ногинова). Это вторая в истории самарского театра номинация балетного спектакля на национальную премию.
Не попала в номинацию балетмейстер-постановщик Дарья Павленко, которая восстановила на самарской сцене "Бахчисарайский фонтан", поставленный в 1934 году в Ленинграде Ростиславом Захаровым в декорациях Валентины Ходасевич. Дирижеров, выдвинутых на премию за балетные спектакли, в этом сезоне нет совсем. Да и самих классических балетов в конкурсе всего четыре. Это заметно меньше, чем в прошлом году.
Недлинный лонг
Сразу три спектакля из Самарской области оказались в лонг-листе. Из 902 работ, просмотренных двумя советами за год, в него попали 80 постановок драматического театра и театра кукол и 30 музыкальных.
Лонг не зря называется списком самых заметных спектаклей сезона. Он формируется подчас в таких же непростых спорах, как и сама конкурсная программа. И конечно, часть списка могла бы оказаться в номинантах.
В этом году в лонге спектакли таких известных коллективов, как Театр на Малой Бронной, Театр на Таганке, Инженерный театр "АХЕ", Александринский театр, МХТ. И рядом с ними - театры из Мотыгино, Буинска, Нягани, Хабаровска, Ачинска, Березняков и многих других городов страны.
Который год подряд попадает в поле внимания "Золотой Маски" театр-студия "Грань" из Новокуйбышевска. На этот раз спектакль "В сапоге у бабки играл фокстрот" (16+) в постановке Дениса Бокурадзе - в лонге. Как и "Семью восемь" Самарского театра драмы, выпущенный главным режиссером Михаилом Лебедевым. Интересно и здорово, что оба спектакля поставлены по современной драматургии, на которую наши театры решаются не так уж часто.
В музыкальной части лонга, где коллеги даже написали к каждому названию пояснение, - опера "Любовь к трем апельсинам" (16+) Самарского театра оперы и балета с формулировкой "За исполнение роли Труффальдино Анатолием Невдахом".
Нужно отметить еще одного номинанта, связанного с Самарой. Режиссер Артем Устинов попал в конкурс со спектаклем "Аламжи" (16+), поставленным по национальному эпосу в Бурятском театре драмы. У нас Устинова знают по "Пер Гюнту" (12+) в "СамАрте", спектаклю "За белым кроликом" в тольяттинском "Дилижансе" и по работам в независимом театре.
Эксперименты нового времени
Одной из главных особенностей этого года стало огромное количество онлайн-спектаклей, часть из которых оказались номинированы в "Эксперименте". Особенно интересной оказалась вынужденно перенесенная в цифровое пространство программа петербургского фестиваля "Точка доступа", из-за тех же обстоятельств ставшая досягаемой из любой точке страны.
Новые условия стимулировали режиссеров искать свежие формы. Появились спектакли - разговоры по телефону, спектакли - квесты в квартире, виртуальные "бродилки", постановки в Zoom и во вселенной Minecraft, спектакли один на один со зрителем.
Про некоторые из них мы уже писали. Многие можно посмотреть-пройти-прослушать и сейчас.
Планы на весну
Кажется, впервые "Маска" не объявляет сроки фестиваля и дату церемонии награждения. После того как предыдущий форум завершился осенью вместо апреля, говорить что-то определенно было бы самонадеянно. Тем не менее дирекция надеется провести его весной, "внимательно следя за эпидемиологической обстановкой в стране и продумывая все возможности и необходимые действия".
В планах фестиваля, как и всегда, несколько внеконкурсных программ: "Маска плюс", "Детский Weekend", "Золотая Маска" в кино", "Золотая Маска online", "Лучшие спектакли в городах России" и др.
В кинотеатрах, кстати, в декабре покажут одно из главных событий московского сезона - номинированный в большой форме спектакль Андрея Могучего "Сказка про последнего ангела" (16+).
В следующем году запланирована также юбилейная программа, посвященная 200-летию со дня рождения Достоевского. Она пройдет в Москве и Омске.
Фото: Антон Сенько