Всего в ноябре прошлого года в Тольятти появилось 50 новых низкопольных газомоторных автобусов марки ЛиАЗ вместимостью 108 пассажиров, которые переданы в пользование МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3" (АТП). Их закупил регион в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" по лизинговой программе, где 60 % компенсировал федеральный бюджет. По условиям софинансирования 99 % оставшейся суммы оплачено из областной казны и 1 % - из городской. Каждая единица техники стоит 12 млн руб, но городу обошлась в 4,8 млн.
Руководитель управления транспорта департамента Юрий Кушнин сообщил, что новые автобусы задействованы на двух маршрутах: № 46 и 13. Первый проходит по Комсомольскому и Центральному районам и идет к заводам Северного промузла, а второй - по дорогам в Центральном и Автозаводском районах.
- Эти автобусы везут жителей в горбольницы, детсады, вузы, - говорил он. - Техника оборудована для перевозки маломобильных граждан, оснащена видеокамерами, навигационной системой ГЛОНАСС, тахографом, системой контроля работоспособности водителя "Антисон". Мягкий ход обеспечивает усовершенствованная система подвески. Такие автобусы в городе появились впервые. Огромным их достоинством является экологичность.
Главный инженер АТП Александр Кулик рассказал, что новые автобусы в зимнее время показали надежность и в целом значительно улучшили работу:
- Все системы функционируют отлично. Двигатели класса Евро-5 действует на природном газе метан, что обходится дешевле. То, что эти машины экологичнее, очевидно: когда они заходят в мастерские, в отличие от дизельных, запаха нет вообще. Да и в техобслуживании они просты и не требуют дополнительных затрат.
Он сообщил, что "умная" техника, которой оснащен салон, фиксирует все нарушения, обеспечивая дисциплину водителей и безопасность. Если сотрудник, находясь за рулем, снял маску, закурил или воспользовался телефоном - вся информация поступает начальнику автоколонны.
- Поначалу много нарушали, - говорил Кулик. - Теперь этого нет: люди максимально концентрируют свое внимание на дорожной обстановке, стали внимательнее.
По словам Кулика, работники АТП соперничают за право управлять новой техникой. Владимир Курибеда со стажем 34 года - один из тех, кому это доверили.
- Оборудование очень помогает в работе, - сообщил он. - Система "Антисон" не дает задремать, издавая сигнал. В случае аварийной ситуации камера записывает, прав ты или нет. В салоне светло и зимой тепло. Автобус настолько легкий в управлении, будто едешь на "жигулях". Лучше и современнее я ничего пока не видел.
Благодаря этим автобусам у инвалидов-колясочников появилась возможность переездов. Курибеда продемонстрировал работу системы бокового наклона кузова и откидных аппарелей для въезда на колясках и сказал, что в каждой смене перевозит порядка двух таких пассажиров. То, что машины низкопольные, удобно также старшему поколению. Владимир и Валентина Ивановы - пожилая пара. Они рассказали:
- Мы часто ездим на этом маршруте. Очень легко заходить стало. Не надо ногу задирать. В салоне приятно находиться.
Юрий Кушнин сообщил, что помимо того, что автобусы экологичны, они работают на дорогах, отремонтированных в последние годы по нацпроекту. Так сказать, экология вдвойне. Хорошие магистрали способствуют снижению числа заторов и ДТА, а соответственно, и загазованности. Факт: как только открыли движение по новой развязке на трассе М5 в районе поселка Жигулевское море, там почти исчезли пробки и не фиксируют превышений ПДК по загрязнению воздуха.