Сегодня врачи-неврологи сталкиваются с новым понятием нормы – современные дети начинают говорить позже. Часто первые слова они произносят только к трем годам, и при отсутствии других симптомов специалисты не спешат называть это отклонением.
Главный внештатный детский невролог министерства здравоохранения Самарской области Людмила Белкина называет основной причиной такого "сдвига" активное использование гаджетов.
- Конечно, полностью исключить телефоны и планшеты невозможно, но во всем должна быть умеренность, - говорит она. - Давать их ребенку лучше только после трех лет и очень дозированно. А главное – в семье должна быть сформирована культура общения, когда люди проводят время вместе и разговаривают и гаджеты не выходят на первый план.
Фото: Андрей Савельев
Давая малышу телефон, родители лишают его возможности заниматься необходимой в его возрасте деятельностью, добавляет нейропсихолог Эмилия Хафизова. До трех лет основная задача ребенка - изучить как можно больше предметов и попробовать разные виды действий с ними. Уткнувшись в экран, сделать это невозможно.
Помимо этого, появляются проблемы с полем зрения, теряются навыки коммуникации, при включении только зрительного восприятия страдают слух и моторика. Портится осанка и неправильно развивается грудная клетка, что приводит к нарушениям работы органов дыхания.
Причиной задержки развития речи могут стать и социальные факторы: если ребенок мало гуляет, не общается со сверстниками, он развивается медленнее. Малыш может "замолчать" из-за неблагоприятного психологического климата в семье.
- Многие мамы делают акцент на раннем развитии - чуть ли не с рождения учат буквы, иностранные языки, складывают с детьми пазлы. Но на самом деле залог успеха – изучение и познание окружающей среды, – подчеркивает Эмилия Хафизова. – Просто помочь маме разобрать пакет с покупками, попутно называя все предметы, бывает полезнее. Ребенка надо включать в жизнь семьи, развивать навыки самообслуживания, гулять не менее двух часов в день, давая ему возможность активно двигаться.
Фото: Андрей Савельев
Если дети начинают произносить первые слова только к трем годам, специалисты говорят о так называемой темповой задержке речи, поясняет медицинский клинический психолог, нейропсихолог медицинского центра "ТМС НейроМаг" Дарья Ткаченко. В таких случаях бывает достаточно пойти в программу запуска речи и обойтись чисто педагогической коррекцией.
А вот если к этому возрасту нет даже "гуления" и слогов, все намного серьезнее.
- Скорее всего, здесь мы имеем дело уже с задержкой психоречевого развития, - говорит Дарья. - Это задержка развития и речи, и высших психических функций – памяти, внимания, мышления, часто при этом страдает и эмоционально-волевая сфера. Эта проблема сейчас встречается чаще.
Фото: Андрей Савельев
До трех лет, по словам психолога, лучшее "лечение" – контакт с мамой. Помогут народные методы – потешки, сказки, игра в ладушки, – когда малыш видит движения губ взрослого и пытается копировать, массаж ладоней и пальчиков, игры на развитие мелкой моторики. Дальше не обойтись без коррекционных занятий. С ЗПРР работает целая команда – невролог, психиатр, логопед, нейропсихолог и специалист по адаптивной физкультуре.
Эксперты сходятся во мнении, что критерии в виде количества произносимых к определенному возрасту слогов и слов весьма условны. Гораздо важнее коммуникативные способности ребенка.
- Если ребенок не эмоциональный, не радуется маме, общению, не реагирует на знакомых взрослых, это повод волноваться, - отмечает Людмила Белкина.
В таком случае стоит обратиться к неврологу. И уже врач направит на дальнейшее обследование – предложит проконсультироваться с психиатром, пройти оценку сенсорного развития у лора, сурдолога, окулиста, сделать ЭЭГ и посетить логопеда. Педагог диагностирует задержку с помощью различных методик в соответствии с возрастом ребенка.
И сделать это лучше вовремя, потому что без должного лечения эта проблема повлечет за собой другие, у ребенка с высокой долей вероятности будут трудности с освоением школьной программы и адаптацией в коллективе.
- Для успешной коррекции задержки речи сначала нужен четкий диагноз и лечение неврологических нарушений, - утверждает Дарья Ткаченко. - На сегодняшний день наиболее эффективными являются физиотерапевтические методы, которые в комплексе с педагогическими методами дают высокие результаты в реабилитации. Назначает их только врач-невролог, потому что любая методика, применяемая неправильно, может, наоборот, дать откат.
Но и лечить, не занимаясь развитием речи, – все равно что удобрять почву, так ничего в нее и не посадив, - говорит Эмилия Хафизова. - Поэтому подходить к этому вопросу нужно комплексно.