"Гений и место", который посвящен выдающимся людям, связанным с нашим краем. Вальс "На сопках Маньчжурии" (первоначальное его название - "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии") навсегда прославил военного музыканта и композитора Илью Алексеевича Шатрова. Произведение имело огромную популярность в дореволюционной России и обрело вторую жизнь во время Великой Отечественной войны.
В память о боевых товарищах
Будущий композитор родился в 1879 году в городе Землянске Воронежской губернии. Его отец, отставной унтер-офицер, имел булочную и чайную.
В воспитании Шатрова активное участие принимал его дядя Михаил. Увидев тягу племянника к музыке, тот купил ему балалайку и гармонь. Мальчик без труда освоил их.
После смерти отца в 1893 году Илью определили воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаве. В полковой музыкальной команде он научился играть на барабане и духовых инструментах. В 1895-м Шатров поступил в Варшавский музыкальный институт. Вскоре после его окончания стал капельмейстером 214-го Мокшанского резервного батальона. В Златоусте принял на себя руководство оркестром. 30 июня 1904 года коллектив играл на параде, за которым следил сам император Николай II.
18 февраля 1905-го Мокшанский полк вступил в сражения с японцами. В одном из боев попал в окружение. Погиб командир, заканчивались боеприпасы. И тогда Шатров отдал приказ играть боевые марши. Под музыку оркестра солдаты непрерывно атаковали неприятеля и смогли прорвать вражеские позиции. За проявленное мужество Илья Алексеевич получил орден Святого Станислава 3-й степени с мечами.
После войны Мокшанский полк, потерявший свыше половины личного состава, еще год оставался в Маньчжурии. Однажды, попав на гауптвахту за какое-то нарушение устава, Шатров начал писать минорный вальс, посвященный павшим боевым товарищам. Первый вариант этого произведения он закончил после возвращения в Златоуст.
Десятки тысяч пластинок
В сентябре 1906-го полк перевели в Самару. Шатров снял флигель во дворе дома на улице Заводской (Венцека). Когда-то здесь располагался особняк богатейшего купца Ивана Шихобалова. В Самаре капельмейстер познакомился с педагогом и композитором Оскаром Кнаубом, который помог Шатрову создать окончательный вариант вальса "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".
24 апреля 1908 года Илья Алексеевич дирижировал в Струковском саду духовым оркестром, который впервые исполнил перед публикой эту композицию. Сначала самарцы приняли ее довольно холодно, о чем свидетельствует публикация в номере газеты "Городской вестник" от 30 апреля. Но потом мелодия, что называется, пошла в народ. Люди специально приходили в парк, чтобы послушать оркестр под руководством Шатрова. И его вальс уже неизменно встречали овациями.
В Самаре появилось первое нотное издание произведения. Кнауб, переехав в Москву, снова опубликовал ноты вальса, который быстро набрал популярность. За три года их переиздали 82 раза. Отдельные экземпляры сохранились в собраниях самарских коллекционеров. Граммофонные пластинки с записью вальса в свое время продавали десятками тысяч.
На эту музыку было написано около двадцати поэтических текстов. Наибольшую известность получили стихи нашего земляка Степана Скитальца. Они и сейчас на слуху:
Тихо вокруг, сопки
покрыты мглой,
Вот из-за туч
блеснула луна,
Могилы хранят покой...
Известно, что сам Шатров не одобрял песенные варианты своего вальса, считая, что стихи превращают его в реквием, а он совсем не к этому стремился.
В Самаре молодой капельмейстер влюбился в купеческую дочь - 17-летнюю Шурочку Шихобалову, которой посвятил вальс "Дачные грезы". Однако вскоре девушка тяжело заболела и умерла незадолго до назначенного дня свадьбы. Переживая эту утрату, композитор написал вальс "Осень настала".
Спустя какое-то время Илья Шатров женился на матери Александры, купеческой вдове Евдокии Шихобаловой, усыновив двух ее детей - Павла и Николая. Нельзя сказать, что купеческое сообщество и родственники с обеих сторон приняли этот брак с восторгом.
В апреле 1913-го капельмейстер Шатров был уволен в запас. И в Самаре появился Шатров-коммерсант. Следующие четыре года он жил на широкую ногу. Стал скупать дома, приобрел мельницу в Бугурусланском уезде, а также красавца-рысака стоимостью в тысячу рублей.
Опала и возрождение вальса
Все закончилось вместе с революцией. В 1918 году композитор оказался в Сибири. Новые испытания: тиф, мобилизация в Красную Армию и снова служба капельмейстером. Потом возвращение в Самару, непростые полуголодные годы.
Как утверждают биографы, в нашем городе Шатров вплоть до отъезда летом 1929-го вел скромную и незаметную жизнь. Днем преподавал музыку, по вечерам дирижировал любительским оркестром. В эти годы его знаменитый вальс попал в опалу как "белогвардейский".
В Самаре Шатров женился второй раз - на Антонине Кузнецовой, которая когда-то была подругой Шурочки Шихобаловой. Его прежняя супруга Евдокия Шихобалова-Шатрова, по свидетельству краеведов, умерла в середине 1920-х. 50-летний композитор покидал Самару, чтобы никогда не возвращаться в город, где остались могилы некогда близких ему людей...
В 1935-1938 годах Шатров служил капельмейстером кавалерийского полка в Павлограде (сейчас находится в Днепропетровской области Украины). Интересно, что с этим городом связана судьба родного сына Ильи Алексеевича от Евдокии Шихобаловой - Владимира, здесь он умер. В Павлограде ныне живут внук и внучки Шатрова. Они хранят архивные документы и пластинки с музыкальными произведениями своего знаменитого деда. А вот о судьбе дочки композитора Милицы, родившейся в 1913-м, краеведам неизвестно почти ничего.
C 1935-го по 1938 год Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища. Сохранилась его анкета тех времен. Там ни слова о Самаре. Видимо, всякое упоминание о связи с городом, где впервые прозвучал запретный вальс, Илья Алексеевич счел опасным для себя. Демобилизовавшись, Шатров занял совсем уж незаметную должность - завхоза в Тамбовской областной библиотеке.
В годы Великой Отечественной он руководил оркестром танкового полка гвардейской механизированной дивизии. Тогда же произошло второе рождение вальса "На сопках Маньчжурии". В 1943-м эту мелодию включил в свое попурри джаз-оркестр Леонида Утесова. В 1945-м произведение на стихи Скитальца исполнил Козловский. Потом эта пластинка тиражировалась много раз.
Войну Шатров окончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. Переехал в Кировабад (сейчас город Гянджа в Азербайджане). Какое-то время руководил оркестром местного гарнизона в Закавказском военном округе. В отставку Шатров ушел в звании гвардии майора в 1951-м. Вернулся в Тамбов, где заведовал музыкальной частью суворовского училища. Создатель русского национального вальса скончался здесь 2 мая 1952 года и был похоронен на Воздвиженском кладбище.
65 вариантов
Вальс приобрел огромную популярность во всем мире. Один из музыкальных коллекционеров представил в интернете 65 вариантов исполнения этой композиции. И наверняка это не полное собрание. Может показаться странным, учитывая обстоятельства его написания, но вальс "На сопках Маньчжурии" любят в Японии. Там тоже записано множество интерпретаций произведения.
В Самаре хранят память о том, что здесь впервые прозвучала эта мелодия. В нашем городе проходит всероссийский фестиваль духовых оркестров "На сопках Маньчжурии". В июне нынешнего года это событие пройдет в Струковском саду. Еще здесь установят скульптуру в честь первого исполнения вальса. Когда в Самаре объявили конкурс на создание композиции, он вызвал большой интерес не только в России. Свои проекты прислали архитекторы из Великобритании и Казахстана. Победителями стали архитекторы Алексей и Петр Панины. Их работа повторяет арку, некогда стоявшую на входе в Струковский сад. Рядом предусмотрена площадка для духового оркестра. А это значит, что еще не раз будет разливаться над Волгой волнующая души мелодия бессмертного произведения Шатрова.