Понятие "Бывшие люди" распространилось в советском обществе после Октябрьской революции 1917 года. Так стали называть представителей купечества, дворянства и интеллигенции, чей социальный статус изменился в те годы. "Бывшим" пришлось радикально переосмыслить свое место в мире, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. При этом многие из них свято хранили память о прошлой жизни, о прежней, дореволюционной России.
Понять мысли, чувства, переживания этих людей помогают мемуары и дневниковые записи. Их фрагменты прозвучали в гостиной бывшего особняка Курлиной в исполнении актеров.
Многие авторы этих воспоминаний эмигрировали из советской России и жили за границей, но о своей родине не забывали. Это видно по тем отрывкам, которые прочитали актеры. Среди авторов, воспоминания которых прозвучали на вечере, - и те, чьи имена мало кому о чем говорят, и люди, оставшиеся в истории. Такие, как министр продовольствия и снабжения в правительстве адмирала Колчака Константин Неклютин, христианский философ и общественный деятель Владимир Марцинковский, военачальник, участник Белого движения Иосиф Ильин.
Перед слушателями "читок" оживали картины самарской жизни во время КОМУЧа и в послереволюционные годы, когда на митингах призывали приближать всемирную революцию и уничтожать представителей "враждебных сословий". Представить себе, какой была ситуация в нашем городе в ноябре 1917-го, помог и прочитанный на вечере фельетон из сатирической газеты "Харакири". Там был создан обобщенный образ местного жителя, которого автор назвал Иваном Ивановичем.
Для некоторых авторов мемуаров образ старой Самары был связан с детством, которое прошло на Волге, и их воспоминания о дореволюционном быте овеяны поэзией. Отсюда и название вечера - "Это было во сне".
Фрагменты мемуаров людей, чьи судьбы были связаны с нашим городом, перемежались отрывками из книг, ставших классикой: "Апокалипсис нашего времени" (12+) философа и публициста Василия Розанова, "Другие берега" (12+) Владимира Набокова и произведений Ивана Бунина.
Фото: Андрей Савельев