Знаменитый советский ученый родился в Риге в семье инженера-строителя, "отца русского железобетона", профессора Рижского политехнического института Всеволода Келдыша.
В 1915 году, когда к Риге подошли германские войска, семья Келдыш решила уехать из города. И уже тогда юный Мстислав мог попасть в Самару, куда хотели направить часть профессоров Рижского политеха для помощи по созданию в городе на Волге высшего учебного заведения и работе на двух оборонных заводах, расположенных в Самарской губернии. Но не случилось. Семья сначала переехала в Москву, а затем в Иваново. А в Самаре, которая уже называлась Куйбышевом, Мстислав Всеволодович оказался только во время Великой Отечественной войны.
Во время войны Гражданской, в 1919-1923 годах, семья Келдыш жила в Иванове, где отец преподавал в новом политехническом институте. Затем они опять оказались в Москве, где Мстислав учился в специальной школе с техническим уклоном. Во время учебы в 7-8 классах у него проявились большие способности к математике и другим точным наукам.
В 1927 году Мстислав поступил в Московский государственный университет на математический факультет. А после окончания МГУ в 1931 году был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Затем работал в МГУ и Математическом институте имени АН СССР. Уже в 27 лет стал доктором физико-математических наук.
В годы Великой Отечественной войны Мстислав Келдыш трудился на различных советских авиационных заводах, а также как начальник отдела динамической прочности ЦАГИ курировал работы по проблеме вибраций в самолетостроении. Как рассказывал бывший председатель Куйбышевского горисполкома Алексей Росовский, который в 1944 году был технологом на авиационном заводе № 18, будущий академик посещал предприятие, когда там шла работа над новым штурмовиком Ил-10. Говорят, визиты были совершенно секретными, поэтому документальных подтверждений пребыванию Келдыша в Куйбышеве нет.
Фото: "Роскосмос"
Именно в годы войны Мстислав Всеволодович был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению физико-математических наук. А в 1946 году совместно с Сергеем Королёвым и Игорем Курчатовым руководил созданием ракетно-ядерного оружия. Келдыш был назначен начальником Реактивного научно-исследовательского института, который занимался решением прикладных задач ракетостроения. С августа 1950 года он являлся научным руководителем НИИ-1, основное направление его деятельности было связано с развитием советской ракетной техники. Его разработками пользовались многие инженеры завода "Прогресс".
В 1958 года Келдыш был назначен председателем Межведомственного совета по космическим исследованиям при АН СССР, координируя деятельность министерств, ведомств НИИ, КБ по созданию и развитию космической техники.
В мае 1959 года Мстислав Келдыш и Сергей Королев направляют председателю Совета министров СССР докладную записку "О развитии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по освоению космического пространства". Фактически это программа становления и развития крупных научных коллективов, научно-исследовательских учреждений, решавших фундаментальные и прикладные проблемы космической отрасли. Стоит отметить, что Келдыш одним из первых обращал особое внимание на применение ЭВМ в космической технике.
Имя академика Келдыша непосредственно связано с эпохальным полетом Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Келдыш вместе с членами Государственной комиссии ставит свою подпись под полетным заданием Гагарина.
А когда первый космонавт земли уже находился в Куйбышеве на даче обкома КПСС, туда прибыли Келдыш и Королев. Часов в десять вечера все собрались за столом.
Как пишет в своих воспоминаниях генерал Николай Каманин: "Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области... Произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день".
В 1961 году после полёта Юрия Гагарина Келдыш стал президентом АН СССР.
Будучи уже президентом советской академии наук, он внес свою лепту в совместный советско-американский полет космических кораблей "Союз" и "Аполлон".
Мстислав Келдыш умер 24 июня 1978 года в Москве. Урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
Как говорил Алексей Леонов, выступая перед студентами Самарского университета, для космонавтов Келдыш был большим другом, который разделял с ними все трудности первых шагов освоения космоса:
- Келдыш - это русский самородок, это алмазная голова. За ним, как за каменной стеной, ничего не было страшно.
Фото: Юлия Рубцова