Убежденный коллективист
В его творческой палитре было место и иронии, и лирике, и сарказму, и трагическим нотам. Когда на сцене находились несколько актеров, почему-то хотелось наблюдать именно за игрой Свиридова. Но не в пример другим ведущим артистам он никогда не "тянул одеяло на себя".
- В театре существует закон партнерства, - говорил Олег Михайлович. - Мудрый закон. Играя только на себя, ты проигрываешь. Играя на партнера, создавая ему режим благоприятствования, выигрываешь. Поэтому я - убежденный коллективист. Партнеров своих коллекционирую, влюбляюсь в них.
Из его ролей чаще всего вспоминаются Тузенбах в "Трех сестрах", Сорин в "Чайке", Иван в "Братьях Карамазовых", Макмерфи в спектакле "А этот выпал из гнезда". Свиридов был невысок ростом, и в то же время в его облике, в манере держать себя было нечто такое, что заставляло режиссеров предлагать ему роли вождей, королей и императоров. В нем чувствовались внутренняя сила, упорство, энергия. И это воплощалось в ролях политических лидеров - Наполеона, Ленина, Сталина, Людовика ХIV. При этом нельзя сказать, что создание этих образов давалось актеру легко.
- После Наполеона мне нужен был час, чтобы просто физически прийти в себя, - вспоминал он.
Последнего своего короля, Генриха II, Свиридов сыграл на 65-летний юбилей. "Лев зимой" - так назывался этот бенефисный спектакль о могущественном, но стареющем правителе Англии. О его разочарованиях и надеждах, о королевском долге и любви. Все это как нельзя лучше соответствовало тому, что чувствовал сам Олег Михайлович в последнюю пору своей жизни.
Он много сыграл на сцене ярких ролей, и все же однажды Свиридов горестно заметил:
- То, о чем я мечтал, не сбылось. Хотел сыграть Незнамова, Карандышева, Сирано, короля Лира. Не пришлось.
Свою популярность у зрителей Олег Михайлович оценивал философски:
- В молодости стать известным было, может быть, единственной целью. Но у нормального человека это достаточно быстро проходит. Во-первых, некогда. Во-вторых, известность бывает мучительной. С возрастом приходится думать, как бы не повториться. Тут уж не до самолюбования. И чье-то пристальное внимание бывает даже неприятно. Хотя должен сказать в похвалу нашей самарской публике - она деликатна.
Ненавязчиво показывает свое уважение к профессии.
Два с лишним десятка лет Олег Свиридов играл на сцене Самарского академического театра драмы. В 1998-м ему пришлось с ним проститься. Последние десять лет своей жизни он был актером "Понедельника". Параллельно давал концерты, сотрудничал с "СамАртом", где с блеском исполнил главную роль в спектакле "Поминальная молитва". С появлением в Союзе театральных деятелей (СТД) театра "Актерский дом" заявил о себе как режиссер. Поставил там спектакль по пьесе Николая Коляды "Старая зайчиха", в котором сыграл в паре с Любовью Альбицкой.
Актерская наблюдательность
Мне посчастливилось работать вместе с Олегом Михайловичем в начале 2000-х годов. Тогда я был режиссером нескольких документальных фильмов, а он читал за кадром авторский текст. Свиридов приходил на студию подтянутый, веселый. Рассказывал театральные байки - он их знал множество. Потом начитывал текст своим бархатным мягким голосом. В этом актере не было никакого высокомерия и звездности. Дублей делал столько, сколько было нужно. Порой и сам предлагал перечитать текст, меняя интонацию, добавляя какие-то новые краски. В общем, работать с ним и слушать потом его рассказы о театральной жизни было одним удовольствием.
Ранее, в 1990-е годы, нередко приходилось встречаться с ним в 50-м автобусе, курсирующем из центра города в поселок Управленческий, где Свиридов преподавал в лицее философии планетарного гуманизма. Педагогика была важной частью его жизни. В свое время он давал уроки актерского мастерства в театральных студиях во Фрунзе и Куйбышеве. Разговор с учениками шел не только о театре, но и о жизни, литературе.
- Как только я вышел на профессиональную сцену - роль за ролью, спектакль за спектаклем, - я стал понимать на деле, чему научил нас Олег Михайлович, - рассказывает один из его воспитанников, самарский актер Олег Белов. - Вместе с этим пониманием, погружением в профессию росло мое уважение к нему не только как к профессионалу, но и как к личности. Не раз в своей жизни мне приходилось пользоваться его советами. Человек он был мудрый, практичный, с математическим складом ума. По-настоящему мы сблизились, когда стали вместе работать в лицее философии планетарного гуманизма. Каждое занятие у Свиридова начиналось с урока культуры и основ этикета. Работая с детьми, задачи он ставил им не "детские". Бывало, что заданный им актерский этюд оборачивался настоящим нравственным уроком для лицеистов.
Вообще Свиридов любил поговорить по душам - о чем-то большом, важном. На протяжении 23 лет он возглавлял дискуссионный клуб библиотеки самарского СТД.
Играл ли он вне сцены? Скорее всего, нет. Сам Олег Михайлович говорил об этом так:
- Это плохой актер продолжает играть, когда это и не нужно. А хороший в жизни старается быть незаметным. Потому что накапливается усталость от необходимости воплощать эмоции, чувства, жизнь других людей. Но наблюдения, конечно, идут постоянно. Это заложено в актерской природе. Даже в порыве горестных чувств какая-то профессиональная часть мозга фиксирует все вокруг и укладывает в ячейки памяти. И в какие-то моменты это всплывает.
Актерская наблюдательность помогла Свиридову создать, например, образ Телятева в спектакле "Бешеные деньги" по Александру Островскому.
- Основой этого образа стал смех, который я подслушал у одной из наших актрис, - вспоминал Олег Михайлович. - Как только я так засмеялся - у меня роль сдвинулась. Получился этакий жуир, ищущий в жизни одни только удовольствия.
Умение радоваться жизни
В отличие от многих своих коллег Свиридов был однолюбом. Супруга Нелли Борисовна вначале тоже была актрисой. Сцена их и свела. Здесь он в шутку (потом, как оказалось, и всерьез) объяснялся ей в любви. Пел: "Сибоней, ты прекрасна, словно утро, Сибоней!" В самарской драме она работала сначала художником по свету, затем руководителем осветительного цеха. Вместе они прожили 47 лет. В семье царили шутливо-нежные отношения.
- Супруга - мой самый верный помощник, - говорил Олег Михайлович. - Я ей доверяю беспредельно в оценке всех моих работ.
Одна из дочерей Анастасия также пошла по театральной стезе, став реквизитором.
- С папой было всегда интересно, - рассказывала она. - Каждое семейное торжество, был ли это чей-то день рождения или Новый год, превращалось в маленький спектакль, тщательно им подготовленный. Он всех мог растормошить, вовлечь в игру, будил в нас творчество, фантазию. Даже детский подарок у нас в доме нельзя было получить просто так, мимоходом. Мы с сестрой никогда не знали, что придумает для нас папа в следующий раз.
Сам он говорил, что в жизни больше всего ценит умение радоваться, создавать себе и другим праздник из самых обычных мелочей.
Свое семидесятилетие артист отметил бенефисом в театре "Понедельник". О том, что он смертельно болен, никто из коллег не знал. Неожиданно для всех во время спектакля "Взрослые игры" Олегу Михайловичу стало плохо. С премьеры его увезла "скорая". Как оказалось, он простился со зрителями навсегда.