sovainfo.ru

Тревел-блогер Алексей Жирухин объяснил, почему Самара считается космической столицей России

Известный самарский тревел-блогер Алексей Жирухин поделился своими открытиями областной столицы, которая, по его словам, каждый раз способна удивить. На самом деле застать Алексея в Самаре не так просто, потому что он всегда в своих "Путешествиях со смыслом" (так называется его блог с путевыми заметками). Тем интереснее взгляд человека на родной город, после поездок по 50 странам мира и тура длиной в половину России, когда позади остаются десятки тысяч километров асфальта, бездорожья и зимника. Алексей говорит: если вам кажется, что я слишком многое себе позволяю, возможно, вы просто слишком во многом себе отказываете. Он рассказал порталу sova.info, почему Самара считается космической столицей России и почему в центре города поставили ракету. 

Самара - космос

Когда живешь в своем родном городе, то какие-то вещи кажутся само собой разумеющимися, например, для меня вполне давно известно, что Самара у нас известна как космическая столица, но оказывается, об этом знают далеко не все. Я очень редко пишу о своем городе, но решил посвятить этой теме отдельный пост. 

99622BE3-CAD0-4900-BE8A-858BD460FE72.jpeg

Мне довелось побывать на программе "Давай поженимся", где каждая невеста готовит свой сюрприз. Самая первая решила принести на шоу тюбики космической еды и комбинезоны астронавтов. По ее задумке, я должен был пробовать еду из каждого тюбика и отгадывать, что это такое. 

- Какой крутой сюрприз ты придумала, - сказал я ей, - И город мой обыграла. 

- В смысле? - уточнила она. 

- Ну, Самара же связана с космосом, ракеты у нас делают же, - ответил я. 

- Ого, вот это я придумала! - воскликнула она. 

Короче, я понял, что для большинства жителей России это неожиданный факт, поэтому подробно рассказываю о нашем космическом городе. 

Начали с самолетов

В довоенное время в трех километрах от станции Безымянка в Куйбышеве начинали строительство авиационного завода № 295, но в планы вмешалась война, и 10 октября 1941 года в связи с наступлением немецких войск на Воронеж было решено эвакуировать авиационный завод № 18 в Куйбышев, где в срочном порядке начале выпускать штурмовики Ил-2. В итоге на одном месте было образовано сразу два завода: один под номером 1 и второй номером 18. Сначала заводы отставали от необходимых темпов, тогда в адрес авиазавода пришла грозная телеграмма от Сталина: 

- Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, а Третьяков дает МиГ-3 по одной-две штуке. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. СТАЛИН.

В феврале 1942 года завод набрал нужный темп и за годы войны дал фронту самое большое количество штурмовиков. Из общего количества Ил-2 (35 941 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве - 26 888 шт. Этот самолет занимает почетное место в нашем городе на кольце пересечения пр. Кирова и Московского шоссе. 

48FD4287-B15B-46DD-B8E1-704371C5D990.jpeg

По ракете в год 

После окончания войны завод № 1 остается в Куйбышеве. Он осваивает производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, а также реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16. 

2 января 1958 года Постановлением Совета Министров СССР принимается решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. Так в нашем городе появляется филиал ОКБ № 1, который потом станет называться ЦСКБ "Прогресс". Сергей Павлович Королев направляет в Куйбышев своего заместителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского отдела. Авиационный завод № 1 за год осваивает производство баллистической ракеты Р-7, которая в 1959 году поставлена на вооружение Советской Армии. Тем же документом оговаривалось, что двигатели к "семерке" будут изготавливаться на заводе № 24 (организация п/я 32, впоследствии - Куйбышевское моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе). 

Проводили испытания этой ракеты около станции Тюра-Там, который и стал тем самым "Байконуром". Кстати, с Байконура в Самару идет прямая дорога, и есть даже указатель на наш город, хотя между ними 1 500 км. 

22BE9BC2-71E6-4A4B-B092-49E93E3B474E.jpeg

Кадры для космоса 

После эвакуации завода с Воронежа новому заводу в Куйбышеве требовались инженеры. Поэтому для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт. 

В соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году был осуществлён первый выпуск специалистов. 

С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Сейчас на базе университета есть интереснейший музей, который можно посетить совершенно бесплатно. 

Не только "Восток"

Уже на базе королевской "семерки" были разработаны "Восток", "Молния", "Восход", "Союз", а также дальнейшее совершенствование этих изделий. Самарские ракеты-носители вывели на околоземную орбиту не только "Восток" Юрия Гагарина, но и корабли всех других советских космонавтов. За 40 лет было построено около 1 700 экземпляров таких ракет. Кстати, Гагарин должен был приземлиться именно под Куйбышевым, но из-за нештатной ситуации аппарат отклонился и приземлился в 110 км от назначенной точки. Но из Энгельса Гагарина все равно доставили в Куйбышев, где он должен был доложить результаты полета госкомиссии, пройти необходимый медицинский контроль и адаптацию на Земле. 

Ракета в центре Самары 

В 2001 году в Самаре поставили самую настоящую ракету, где в 2007 году открылся музей "Самара Космическая". 

4C2B6EA9-6787-4A46-BE05-5C2BBA13818B.jpeg

Эта ракета сразу же стала одним из главных символов города. Памятник представляет собой ракету Р-7 высотой 68 метров, которая весит 20 тонн. Летательный аппарат изготовили в 1984 году на заводе "Прогресс" как образец для тренировки боевых расчетов в Плесецке. В 1999 году его подарили заводу, после чего сняли лишнее оборудование и сделали из него памятник. Здесь можно увидеть космические аппараты, макеты и схемы кораблей, вещи космонавтов, двигатели, скафандр и еду космонавтов.

396B85D0-A4E4-4244-802B-7EF7EFAA559A.jpeg