8 ноября

1937 г.

Валентин Матвеев родился под счастливой звездой Великого Октября. Советская школа разожгла у него страсть к книгам и знанию. К четырнадцати годам он успешно закончил ее и в нем пробудился интерес к технике. У Валентина — счастливое совершеннолетие: у него скромная, но почетная профессия слесаря пятого разряда. Матвеев вместе со своим товарищем, ровесником и комсомольцем Яковлевым начали бороться за рекорды и втянули в это дело остальных ребят. Но самым замечательным днем в его жизни был тот, когда он узнал, что утвержден секретарем Куйбышевской сельской окружной комиссии по выборам в Верховный Совет СССР. Да, радостна жизнь патриота, ясны и заманчивы ее перспективы.
***
26 ноября 1936 года, в дни Чрезвычайного 8-го Всесоюзного съезда Советов, отряд японо-манчжурских солдат нарушил границу в районе озера Ханка. Почти целые сутки 500 вооруженных налетчиков безуспешно осаждали Павлову сопку, которую отстаивали всего 35 красноармейцев. В конце концов, потеряв десятки убитыми и ранеными, нарушители границы вынуждены были отступить. А командовал героями-красноармейцами уроженец города Куйбышева старший лейтенант П.Г. Кочетков.

1944 г.

Дорогие земляки! Примите в день 27-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции наш сердечный привет. Мы рады сообщить вам, что фронтовики-куйбышевцы в боях с ненавистным врагом высоко несут знамя побед. За доблесть и героизм в боях советское правительство наградило нашу часть, созданную в городе Куйбышеве, орденом боевого Красного Знамени. Недалек тот день, когда вместе с нашими союзниками, Красная Армия сокрушит разбитую гитлеровскую военную машину и добьет раненого немецкого зверя в его собственной берлоге во имя счастья жизни!
Майоры Цыш, Пономарев и капитан Казаев.
***
В день годовщины Октября состоялся пуск электрической железной дороги Куйбышев — Безымянка. Строители выполнили свое обязательство — построить дорогу к празднику. Электрическая железная дорога протяжением в 15 километров построена в сжатый срок. Теперь заводы связываются с городом удобным и быстрым транспортом.

1970 г.  

...На площадь вступает рабочий Куйбышев. Одна из первых колонн — Кировский район. Большие успех достигнуты здесь в деле технического прогресса. За четыре года и 9 месяцев на предприятиях появилось 18 новых автоматических линий, 300 уникальных станков-автоматов. 63 миллиона рублей сберегли трудящиеся района благодаря внедрению рационализаторских предложений и изобретений.

1973 г.

Старт авторалли «Тур Европа-73» был дан в октябре в маленьком баварском городке Эрбах. В дорогу по 12 странам Европы ушли 63 экипажа. В их числе гонщики на автомобилях таких известных марок, как «БМВ», «Мерседес», «Порше», «Сааб». Советские экипажи выступали на машинах «Жигули» и «Москвич». За Золотой кубок у нас боролись пять экипажей, за Серебряный — три. Финишировали через тринадцать суток. До финиша дошли лишь 46 экипажей. И в их числе находились все пять машин с эмблемой Волжского автомобильного, завоевавшие Золотой и Серебряный кубки и доказавшие миру свое преимущество перед всеми именитыми фирмами Запада.

1980 г.

Ровеснику века, видному ученому, заведующему кафедрой истории КПСС Куйбышевского политехнического института Кузьме Яковлевичу Наякшину сегодня исполнилось 80 лет, а начало его трудовой биографии совпало со знаменательным 1917 годом. С 1932 года жизнь Кузьмы Яковлевича неразрывно связана с городом Куйбышевом (Самарой). Сюда его направляют на работу вначале заместителем директора пединститута, а затем директором научно-исследовательского института педагогики. В годы Великой Отечественной войны в составе 346-й стрелковой дивизии он прошел путь от Москвы до рейхстага. Послевоенные годы были наиболее плодотворным периодом его научной деятельности. Написано четырнадцать монографий, среди которых капитальный труд «Очерки истории Куйбышевской области».

1989 г.

Три дня известный врач-психотерапевт Кашпировский был гостем создателей знаменитых вазовских малолитражек. Покидая гостеприимный Тольятти, Кашпировский сказал, что надеется приехать сюда не раз... Оплата труда популярного человека — серьезный вопрос. На ВАЗе в организации сеансов Кашпировского не обошлось без денег кооперативов. К тому же и ВАЗ затратил немалые средства. А вот в Куйбышеве крахом закончилась попытка пригласить хоккейное шоу с участием известных советских хоккеистов — чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр: не нашлось десять тысяч рублей на оплату двух представлений.
***
Путешествуют люди по-разному. Одним нравится на автомобиле — с комфортом, другим — на самолете. А можно прицепить к багажнику  своего велосипеда рюкзак со спальным мешком, выбрать на карте местечко позагадочнее и однажды ранним утром нажать на педали, как это делает, не пропустив в последние годы ни одного своего отпускного лета, заядлый вело-путешественник из Куйбышева Анатолий Куплайс. Раньше в одиночку. Теперь появились единомышленники. Последний их маршрут пролегал на Памир. 5400 километров, 39 дней в пути. Как и любом путешествии, не обошлось без курьезов. На высоте 4000 метров решили сварить картофель, думали, как обычно, минут за пятнадцать, но он варился целый час. Еле дождались. Высокогорье! Были и нешуточные испытания. В Алтайской долине попали в  в пыльную бурю, через два шага не видно ни зги, а Душанбе встретил путешественников землетрясением в 4 балла. Столько увидели, столько узнали — долгая будет память.

Составил Сергей Голышков

Новости партнеров