2 марта

1919 г.

В №64 «Коммуны» собрание служащих взяло под свою защиту заведующего 5-м жилищным районом Крумина, который вломился в чужую квартиру с целью забрать граммофон. Хозяйка квартиры Т. Петровская потребовала у Крумина мандат. Крумин же на это ответил:
-Че же я каждому встречному и поперечному мандаты должен показывать?
А затем нагрубив и пригрозив присутствующим арестовать и отправить в чрезвычайку, взял граммофон и удалился. Чем отличается этот лихой поступок от обычного грабежа? Могут ли «опровергатели» опровергнуть это? Удивительнее всего то, что «опровергают» за  Крумина другие, а сам «герой» почему-то молчит. Может быть, потому, что обо всем вышеизложенном имеются свидетельские показания очевидцев?
***
Тов. Редактор, в №60 «Коммуны» было помещено письмо правления Самарского отдела Всероссийского Союза оркестровых музыкантов голословно обвинившее меня в «корыстолюбии». Прошу поместить в  газете также мой ответ, который, надеюсь, будет перепечатан также столичными газетами. Объявляя мне с пеной у рта бойкот, базируясь на моих, якобы, львиных долях материальной стороны концертов, не научившись даже таблице умножения, и теряя в моем лице руководителя и учителя далеко не подготовленным к концертным выступлениям  оркестрантов, «Правление» приносит сознательный ущерб своей семье (в большинстве случаев) недоучек...
Юрий Ван-Орен.

1929 г.

В массовом опросе, организованным партийном отделом «Средне-Волжской Коммуны», участвовало 150 рабочих Жигулевского завода, мельниц №60 и 61 и депо станции Самара. Беседы проходили в одиночку и в цехах, в курилках, во время перерыва, и во время работы. Почти все рабочие высказывают опасение, что беспартийные рабочие не будут из-за боязни репрессий выступать открыто. С такими настроениями надо бороться, решительно и энергично разъясняя рабочим, что партия не потерпит ни одной попытки зажать рабочему рот и будет беспощадно чистить именно тех, кто не содействует росту самодеятельности широких масс.
***
Весьма распространенным социальным злом в нашем городе является нищенство. Облисполком предложил ликвидировать нищенство по городу в течение ближайших недель. Собесу пришлось выявить социальное лицо нищих. С этой целью были проведены три облавы. Из 53 нищих только 14 имеют кой-какие специальности. По своему «стажу» самарские нищие относительно молоды: редкий работает два года. Медицинский осмотр нашел здоровыми только пятерых. Для сельского и домашнего хозяйства из пропущенных через комиссию можно использовать только четверых. Шестеро нищих уже устроены собесом в колонию.

1934 г.

В своей речи по радио 4 января секретарь крайкома тов. Шубриков совершенно правильно говорил об одном вредном лозунге, который имеет хождение в некоторых селах края. Другое дело - лозунг  «ни одного фунта хлеба спекулянту и перекупщику». Этот лозунг лучше всего отражает принципы советской торговли, то есть торговли без больших и малых капиталистов.

1956 г.

Введение уроков труда ставит перед директорами школ новые сложные задачи: нужно хорошо разбираться в специфике уроков, знать инструмент и приемы обработки дерева и металла. Чтобы директора школ могли получить такие навыки, Куйбышевский городской отдел народного образования и институт усовершенствования учителей организовали специальные семинары, на которых директора школ  под наблюдением опытных наставников овладевают приемами обработки дерева и металла, изучают столярный и слесарный инструмент.

1961 г.

Иногда и старая, пожелтевшая от времени фотография может рассказать такое, о чем документы молчат. Вот одна из таких фотографий. Единственное знакомое лицо в этой группе — Михаил Васильевич Фрунзе. А кто этот смуглый мужчина, стоящий слева от него? А седобородый старик в чалме? Почему в этой группе находится человек с погонами, которых не было при жизни Фрунзе в Красной Армии? Пришлось перелистать немало пыльных папок архивов, прежде чем получить ответы на эти вопросы. Оказалось, что на снимке — первое чрезвычайное посольство Афганистана, прибывшее в Советскую Россию осенью 1919 года. И самое любопытное — снимок сделан в Самаре. Таким образом выяснилось, что в нашем городе побывало два чрезвычайных посольства Афганистана: первое, о котором идет здесь речь, - в октябре 1919 года и второе — в начале февраля 1922 года. О втором уже рассказывалось на страницах «Волжской коммуны» от 31 июля 1957 года, а теперь — о первом. В 1919 году под влиянием Советской России народ Афганистана поднялся на борьбу против английских колонизаторов и победил. В конце сентября в Советскую Россию прибыло чрезвычайное посольство Афганистана для установления дипломатических отношений. По пути в Москву чрезвычайное посольство остановилось на два дня в Самаре. Здесь в то время находился штаб Туркестанского фронта.  И командующий Туркфронтом М.В. Фрунзе оказал афганским друзьям теплый прием. А обстоятельства, при которых был сделан снимок таковы. По проекту местного инженера на Волге в Самаре было оборудовано судно, приспособленное для «электрозасолки рыбы». Фрунзе решил познакомить гостей с этим изобретением. На палубе парохода и была сделана эта фотография. Снимки впоследствии были утрачены, и только один экземпляр случайно сохранился у бывшего сотрудника Губчека, ныне пенсионера, Ф.И. Севостьянова, которому тогда была поручена охрана посольства. Вот о каких событиях рассказывает эта старая фотография.
Ф. Попов.
Составил Сергей Голышков

Новости партнеров