1921 г.
ХОРОШЕЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ
Культотдел Самарского Учпрофсожа выносит искреннюю благодарность всем товарищам, принявшим участие в организации спектакля-вечера, состоявшегося 20-го ноября сего года в железнодорожном Народном Доме имени Пушкина. Чистый сбор от спектакля составил пять миллионов рублей. Экстренно послан инспектор в те местности, где продукты дешевле, чем в Самаре, для закупки. Часть собранных денег пойдет на необходимый ремонт.
Винтер.
1927 г.
КТО ЖЕ ОСТАНОВИТ ЖОГОЛЕВА?
На Крестьянской улице, в жакте № 130, орудует некто Жоголев, бывший владелец дома. Он должен был платить за квартиру как член промысловой артели.
- Мало ли, что должен! - возмущался Жоголев во дворе. - А платить не буду…
И не платил. Задолжал более сотни рублей. Старое правление жакта подало на него в суд. Тогда Жоголев начал изворачиваться. Добился переизбрания правления жакта, где оказалось большинство его сторонников, и в правление был избран его сын. Новое правление суд прекратило, а жакт лишился сотни с лишним рублей. Видит Жоголев, что ему все повертывается и он себя в жакте начальником чувствует. Расходует через сына средства жакта на мелкий ремонт в своей квартире вместо ремонта разрушающегося деревянного флигеля. Сам же Жоголев существует на нетрудовой доход (комиссионерство) и наглеет все больше и больше: ходит по двору и кричит на всех, как хозяин. Кто же остановит наконец Жоголева?
Служкор.
1936 г.
С НИМ МЫ ПОБЕДИМ И ЗАСУХУ
Такой засухи, какую мы испытали в нынешнем году, никто из наших колхозников не помнит. Она была сильнее, чем засуха 1921 года. Несмотря на неурожайный год, наши колхозники не тужат, они убедились в правоте великих сталинских слов, что колхозный путь - это путь к счастливой, зажиточной и культурной жизни. Имя товарища Сталина с великой любовью произносится в каждой колхозной семье. О нем, о его великой Конституции колхозная деревня поет песни. Его великое имя - наше знамя, с ним мы победим и засуху…
1941 г.
ВСЕ РЕСУРСЫ - НА ПОМОЩЬ ФРОНТУ
Велика опасность, нависшая над нашей страной. Разбойничьи банды людоеда Гитлера предприняли бешеное наступление на Москву, но эта опасность не поколеблет нашей уверенности в своих силах и своей конечной победе. Куйбышевские большевики должны мобилизовать все промышленные ресурсы на оборону. Надо добиться, чтобы все наши заводы и фабрики, все предприятия местной промышленности и артели полностью перестроили свою работу соответственно с нуждами военного времени, для чего надо выявить не использованные еще резервы и использовать их. Все отдадим для разгрома лютого врага.
О НАЛОГЕ НА ХОЛОСТЯКОВ И БЕЗДЕТНЫХ
Президиум Верховного Совета СССР постановил установить с 1 октября 1941 года налог на одиноких и бездетных граждан СССР. Налогом облагаются одинокие и семейные граждане, не имеющие детей - мужчины в возрасте свыше 20 до 50 и женщины свыше 20 до 45 лет.
Председатель Верховного Совета СССР М. Калинин.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин.
1966 г.
ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА "НА ДНЕ" В САМАРЕ
Известно, что Самаре принадлежит исключительное место в сценической истории творчества М. Горького. Именно здесь 15 ноября 1901 года герои Горького сделали свои первые шаги на русской сцене. В тот памятный вечер труппа впервые в России поставила горьковский спектакль - инсценировку повести "Фома Гордеев", сделанную местным автором И. Яновым. И хотя значение этого факта трудно переоценить, все же это была инсценировка, а не оригинальная пьеса Горького. Но вот 8 июня 1903 года в театре-цирке Ваксина (ныне филармония) впервые в Самаре была показана под распорядительством и режиссерством О. З. Суслова пьеса Горького "На дне". Интересно также, что рецензию на этот спектакль написал А. С. Неверов, будущий известный писатель и драматург. В отчете о постановке Неверов отметил, что "театр был почти полон". В летние месяцы такое случалось очень редко. Исполнение пьесы, по словам Неверова, "оставило несомненно хорошее впечатление… Артистов, и особенно самого г. Суслова, игравшего Сатина, вызывали много раз, особенно хорошо и жизненно прошли последние 2 акта...". Интересно сообщение Неверова о поведении состоятельной части публики, которая уже тогда увидела в Горьком своего врага и пыталась скомпрометировать пьесу, хихикая в самых трагических местах. Демократический же зритель Самары проявил исключительный интерес к постановке пьесы Горького.
А. ИВАНОВ.
