«Белое солнце Пустыни» из тех фильмов, пересказывать которые — занятие почти бессмысленное. Потому что останется тогда «за кадром» неожиданный и причудливо-странный мир фильма. Та «таинственная» его атмосфера, в которой смешались традиции народного лубка и строгий психологизм. Неторопливо, но споро идет через пески Сухов... И понимаешь, что это не просто Федор Иванович Сухой идет, «бывший красный боец боевого Туркестанского полка имени Августа Бебеля», но и русский Солдат. Такой, каким издревле рисовался он воображению народному, который «в огне не горит и в воде не тонет». ...И потом это разбуженное воображение уже само «припишет» к Сухову других: чистого, доверчивого Петрушу и кряжистого, как вековой дуб, Верещагина. Не просто «припишет», но отыщет для них «зацепку» в сказе. Возникнет тут невольная перекличка имен и характеров (Петруха – Петрушка), могучий Верещагин напомнит засидевшегося на печи Илью Муромца, вышедшего против «идолища поганого»... «О становлении Советской власти в Средней Азии», — сказано о фильме в аннотации. Это верно, конечно, но опять же слишком лаконично. Потому что Советская власть — прежде всего та, из века в век бытующая в сказках, правда, которую ищут ее герои. Она здесь — свершение давнишних чаяний, извечных надежд на справедливость. Она, в конечном итоге, та самая правда, за которой так долго гоняется Солдат... Теперь о людях, которые делали этот фильм. Авторы сценария — Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков, режиссер-постановщик Владимир Мотыль. Нелишне напомнить, что В. Ежов (кстати, родившийся и долго живший в нашей области) — автор сценария знаменитой «Баллады о солдате», лауреат Ленинской премии. Любопытно, что привязанность его к родным местам отражена в фильме: домой Сухов идет... в Самару. Ну, и, конечно, актеры... Впрочем, этот фильм трудно членить, так в нем все органично и на месте — начиная с титров, которые всегда были не более чем «производственной необходимостью», а здесь стали подлинно художественным элементом, и заканчивая no-народному ясной песней Б. Окуджавы...