Предпринимательский дух в Самаре всегда был силен. Реклама – родная сестра предпринимательства.
Первыми проявлениями рекламы в городе можно считать названия улиц. Они не только обозначали район, но и говорили о наличии товара на них производимого и продаваемого. Таких улиц было много: Мельничная, Москательная (краски, клей и другие подобные товары), Товарная, Купеческая, Хлебная площадь и другие. В семидесятых годах ХIХ века в самарских газетах стали появляться первые простенькие тексты объявлений о наличии товара и услуг. Места они занимали мало. Но уже к концу века реклама занимает в газетах значительно больше площади. Она сочна, пестра и изобретательна.
Рекламировались косметика, фотоаппараты, бинокли, нефтяные двигатели. Магазин И.Н. Тимофеева зазывает: «Получены от Жоржа Бормана свежие конфеты, шоколадные, десертные, пьяные вишни и ананасы в шоколаде».
Тексты газетной рекламы часто сопровождались затейливыми сценками или изображением товаров.
Второй вид рекламы – уличные распространители. Это обычно мальчишки – продавцы газет, напитков, сладостей, сигарет. Звучные куплеты для них сочиняли по заказу хозяина профессиональные поэты.
Много было настенной и навесной рекламы.
Существовала и оригинальная живая реклама. Отдельные ее образцы дошли и до наших дней. Многие жители города, наверное, помнят, как в детской парикмахерской на улице Ленинградской в колесе бегала живая белочка.
Изощренность рекламы не знала границ. Один коммерсант заплатил обувщикам, и те выпустили партию обуви с резной подошвой. Шел человек в такой обуви и печатал на дороге информацию о самой сладкой карамели…
Евгений Бажанов.