Лев Вакано... Кто из самарцев не знает его? Это один из владельцев в прошлом крупнейшего в Поволжье пивоваренного завода. С 1921 года он - один из арендаторов этого же завода. В настоящее время живет в Москве.
Мадам Вакано - его жена, урожденная княжна Ширинская-Шахматова. Эта славная пара по каким-то известным только им соображениям отправляет в 1925 году своего сына Юрия в Австрию, в монастырский пансион на учебу.
Восемь писем, написанных мальчиком в азиатскую «большевизию» из культурной европейской страны, - трагедия юноши, вырванного из привычных условий жизни.
Поначалу мальчику в Вене понравилось. «В ней много нового для меня, как, например: городовые, генералы, фашисты. Вена - город хороший, но все же мне хочется в Самару и опять работать на заводе. Там я стану человеком...» - пишет он в первом письме матери.
Но уже во втором просит: «Мамочка, здесь очень плохо и очень холодно. Возьми меня отсюда и отдай хоть в ассенизаторы».
Через несколько дней - третье письмо: «Я готов делать что угодно, только возьмите меня отсюда в Самару...».
Письмо четвертое: «Дорогая мамочка, как ты поживаешь? Я очень плохо. Здесь учителя бьют учеников... Возьми меня отсюда».
Письмо пятое: «Вообще, первым моим желанием есть и будет - поскорей вернуться в Самару. Я буду копить карманные деньги и попаду в Россию...»
...Из седьмого письма: «О, мама, возьми меня только в Самару и поставь на завод работать, больше мне ничего не надо...».
И вот письмо последнее, восьмое: «Дорогой папа, ты не должен забывать, что мне 17 лет через неделю и, значит, я полноправный по советским законам гражданин. Что хочу, то и делаю с собой. Не удивляйся, когда узнаешь, что я перешел в католики. Сделал это потому, что это выгодно. Католикам в Австрии все дороги открыты...»
...Комментарии здесь излишни. Бунтарь утихомирился и вместо страстного стремления в СССР перешел в католицизм. Монахи сделали свое дело.