1919 год: О преступлении и наказании

Октябрьская революция призвала к творчеству новой жизни широкие массы населения, не умудренные опытом управления. Отсюда и наши ошибки, однако не купаясь - не научишься плавать.

В том и заключается один из секретов революции, что масса научается быстро исправлять ошибки и, в конце концов, находит правильный путь...

Одна из таких ошибок заключалась в убеждении, что суровостью наказания уголовных и политических преступников можно надолго заменить неизбежность наказания. Убеждение это подкреплялось беспощадной жестокостью контрреволюционеров: убийство Урицкого, покушение на Ленина.

В результате пролетариат - творец жизни, больше всякого другого класса ценящий жизнь человека, поставленный лицом к лицу перед выбором: Я или Ты должен погибнуть во имя реальной, самой обыкновенной самозащиты, сказал: "Ты". Иного ответа тогда быть и не могло.

Но прошло три месяца, и всякому стало видно, что советская власть стала крепче, для нее явилось больше возможности перейти от чрезвычайных мер защиты и подумать о наилучших методах борьбы с преступностью. Жизнь показывает, что суровость наказания не уменьшает преступности.

И теперь идея беспощадной суровости наказаний постепенно уступила место идее неизбежности их и пропорциональности. Например, неразумно применять одну и ту же меру к лицу, участвующему в белогвардейском восстании, и к лицу, виновному только в агитации против Советской власти.

К сожалению, у нас теперь эта очевидность не для всех служит достаточной сдержкой. Приходится слышать о расстрелах за такие, например, проступки, как мелкая кража, пьянство, "шулерское обыгрывание в карты" и т.д. 

А способствует ли чрезмерная строгость наказания тому, чтобы повысилась его неизбежность? Скорее наоборот. Положим, вы видите кражу продовольственных карточек. Вы негодуете, готовы обличить преступника, позвать милиционера, но вас сейчас же остановит мысль: "Ведь расстреляют же его из-за такой мелочи, а я, получается, загублю человеческую жизнь...".

И для нас теперь, по мере того, как неизбежен переход от чрезвычайных мер управления к мерам нормальным, становится неотложным отделение розыскных и следственных органов от органов, выносящих приговоры: судов и трибуналов. И чем скорее мы это сделаем, тем больше укрепим Советскую власть и в нашей губернии.

М. Ольминский.

Новости партнеров
Новости партнеров 16+