
В очередной передаче цикла "Как это было" актер Олег Шкловский воскрешал некоторые страницы истории города Куйбышева. Я о передаче "Запасная столица", прошедшей в минувший вторник по ОРТ. О времени (1941–1943 гг.), когда провинциальный город на Волге стал впервые "наравне с миром".
И произошло это волею судьбы, истории, Государственного комитета обороны страны, постановившего в октябре 41-го срочно эвакуировать к нам, наряду с иностранными миссиями, Президиум Верховного Совета СССР под председательством М. И. Калинина, правительство во главе с В. М. Молотовым, органы Наркомата обороны, Наркомвоенмора и т. д.
Итак, стечением драматических обстоятельств город Куйбышев однажды стал-таки "столицей" — пусть запасной, но кавычки особой роли не играют, если задуматься о средоточии здесь исключительных сил, политических напряжений, интересов, где, кроме прочего, решались важнейшие проблемы дипломатических отношений со странами Америки, Азии, Европы.
Услышать бы, о чем помнят стены сохранившихся самарских особняков, например, на ул. Некрасовской, 62 (бывш. посольство США), или на ул. Красноармейской, 15 (бывш. посольство Швеции), или на ул. Молодогвардейской, 119 (бывш. посольство Норвегии) — да мало ли в нашем городе сохранившихся "исторических стен". И если бы стены умели говорить!..
А нам бы уметь слышать. И разве убедительными кажутся нынешние распри: чей город считать главным на Волге — Самару, Нижний Новгород, а то — Саратов? История обнаруживает на критических изломах свою мудрость, и что ей за дело до запальчивых амбиций отдельных политиков?
У меня, как самарского патриота, нет на сей счет сомнений; кстати, и участвовавшие в телепередаче известные историки Виктор Анфилов и Герман Куманев путем несложных доказательств подтвердили очевидную истину. Город Куйбышев (читай Самара) держался в государственных умах как последний оплот в военном лихолетье.
Но тут у меня и возникли как раз вопросы к создателям передачи, чьи имена, как обычно, залепили заплатами рекламы. Не прочитал я имен, а вопросы остались. И главный — что же мы так о людях-то? Я имею в виду коренных самарцев вкупе с массой эвакуированных из той же Москвы, воздвигших здесь гигантские оборонные предприятия.
Увы, столица в понимании авторов — это лишь точка на карте, где строятся глубокие бункеры для властителей, вроде Сталина с Берией, да еще их дочек охраняют. А что до города, расцветившегося вдруг иностранными флагами о том, что его жителям пришлось вдруг "уплотниться" в переполненных, закопченных примусами коммуналках — об этом ни слова! И в особняках, предоставленных иностранным послам с их свитой, — там ведь не музеи допрежь находились, пусть и с сохранившейся местами лепниной по потолкам. Те же коммуналки.
И как тут не вспомнить, что в 1995 году газета "Волжская коммуна" печатала главы из повести Андрея Павлова с аналогичным названием — "Запасная столица". Тогда же издательство "Самарский Дом печати" выпустило ее десятитысячным тиражом. Сегодня Андрея Евгеньевича уже нет среди нас. Я знался с ним, помню его рассказы о том, каких трудов стоило разрешение пробиться к архивным материалам хотя бы Министерства иностранных дел, чтобы со скрупулезной точностью воссоздать политическую атмосферу тех лет. Силой человеческого документа обладают его личные воспоминания. Семья будущего писателя жила в войну на Красной Глинке. Лес неподалеку, где по ночам формировались воинские части; были слышны команды инструкторов, и прогревались танковые моторы… И промерзшая площадь им. В.Куйбышева, изрытая щелями-укрытиями, — ожидали воздушных налетов, и эту площадь пересекал тринадцатилетний мальчик, чтобы попасть в театр на И.Козловского, А.Пирогова, В.Барсову…
Да что я в самом деле! Авторы телепрограммы "Как это было" и думать не думали о "человеческом факторе", как это недавно называлось. Львиное время передачи ушло на второстепенные споры о том, приезжал ли вождь в свою "запасную столицу" или все-таки не приезжал?
И тем не менее я не жалею о часе, проведенном у телевизора. По крайней мере, передача подвигла меня достать с полки книгу старшего товарища, перелистать страницы… Что уже немало, честное слово.
Анатолий АРДАТОВ.