1999 год: Дом на Троицкой

 Орденов и медалей у десятилетнего Михаила пока нет, но он - обладатель  весьма солидных дипломов. Один из них Миша получил за  работу "Моя семья - моя родословная".

На ватмане Мишей нарисовано могучее  дерево, на многочисленных ветках которого расположились Синицыны, Живайкины, Назаровы, Степановы. Изученная до восьмого колена родословная освящена пушкинским духом: по семейному преданию одной из прабабушек Миши  посчастливилось танцевать с Александром Сергеевичем.

Родовое дерево с начала нашего века питает самарская земля. В 1912 году полковник медицинской службы Илья Николаевич  Синицын поселился в доме на Троицкой. Сегодня тут живет его праправнук Миша Попов со своими родителями, старшим братом, дедушкой и бабушкой Верой Тимофеевной. Как музейный хранитель, бережно, перебирая старые документы и  фотографии, она подробно о них рассказывает.

Не дошли до наших дней старые  ордена и медали, но почти в первозданном виде сохранились многие  документы, в том числе императорский указ о награждении Ильи Синицына  орденом Святого Станислава третьей степени: "Мы, Николай вторый, император  и самодержец..." Надворный советник, управляющий аптекой тульского  лазарета награждался "...в воздаяние отлично-усердной службы". Служебное усердие - фамильная черта Синицыных. Орденом Святого Станислава за храбрость, проявленную на балканской войне в 1877-1878 гг., был награжден  отец Ильи, Николай Синицын.

Его дочь Евгения окончила тогдашний самарский университет по специальности аналитическая математика, вышла замуж за художника Михаила Ивановича Степанова. Сын школьного инспектора Ивана Даниловича Степанова, 

Михаил в 1901 году окончил художественное училище в Пензе. В 1909-м продолжил учебу в частной художественной школе профессора Реберга. В 1915-м был мобилизован. Увлекшись после войны революционными идеями, начал  их пропагандировать, был арестован.

С установлением советской  власти организовал для живописцев курсы. Работал художником в ПриВО, рисовал плакаты, лозунги, преподавал графику в совпартшколе, заведовал  картинным отделом самарского музея, был декоратором в гортеатре. С  кукольным театром сотрудничал со дня его основания - первые афиши и  пригласительные изготовлены по эскизам Степанова. По его же эскизам были выполнены росписи в здании театра. Этих росписей уже нет, но сохранилась  часть эскизов в семейном архиве.

Параллельно с работой в кукольном, художник оформлял спектакли в театре юного зрителя. Живописные работы  Степанова 20-х годов, выполняя определенную агитационную функцию, тем не менее ярко выражали одно из художественных течений того времени. В  красочном альбоме Самарского художественного музея, отпечатанном в Италии  в 1995 году под названием "От модерна до авангарда", представлен его  "Агитфонарь". Известные советские живописцы Голованов, Астапов, Ефанов, Ильин, принадлежащие к разным школам, считали его своим учителем.Часть работ его несколько лет назад была отобрана для художественного музея Анеттой Яковлевной Басс, и, если серьезно не заняться творческим наследием мастера, многие со временем  будут навсегда утрачены: первый этаж дома на Троицкой (Галактионовской)    находится на уровне полуподвала, и это не самое лучшее место для хранения  живописи. 

По счастью в лице своего правнука Михаил Иванович приобрел своего исследователя.  успехам Миши. Ему бы жилье посветлее, потеплее да повыше: семья, имеющая действительно немалые заслуги перед Отечеством, живет в той же квартире, где начиналась новая глава в истории  рода, и где побывали почти все знаменитости Самары и не только ее. Во  время войны у Степановых гостили столичные артисты и музыканты , о чем  свидетельствуют фотографии с автографами. 

В доме на Троицкой живут люди, которые являются хранителями и носителями русской культуры. Это очевидно.
      Хейрулла ХАЯЛ

Новости партнеров