...Их осталось немного, ветеранов легендарного полка "Нормандия-Неман", сражавшегося с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Всего около семидесяти человек. и один из них И.Ф. Матвеев - ныне директор совхоза "Волгарь", что находится под Куйбышевом. Бывший авиационный механик.
...Командиром самолета, который обслуживал Иван Федорович, был молодой лейтенант Альберт Дюран. Русский механик и французский летчик быстро нашли общий язык. каждый раз перед вылетом Матвеев докладывал своему командиру:
- Все готово, мсье капитан".
Такая форма обращения была распространена в полку. Альберт садился в кабину и, не проверив на всех оборотах мотор, как это делали все пилоты, взмывал в небо. Он полностью доверял своему механику.
Однажды самолет не вернулся на аэродром: упал, едва перелетев линию фронта. На машине поехали к месту падения. Всю дорогу Ивана Федоровича мучил вопрос: неужели что-то сделал не так, не проверил, не досмотрел...
Приехали на место. Самолет при посадке сделал "козла" и лег на высокий земляной бугор. В кабине, повиснув на ремнях, висел мсье Дюран, живой и невредимый. А случилось с ним следующее. Выполнив задание, он возвращался на аэродром, над линией фронта мотор "зачихал".
- Наверное, нет горючего, - догадался летчик. Самолет резко терял высоту. Выбрасываться на парашюте Дюран не стал, решил сберечь самолет и как-нибудь посадить машину. И посадил.
При проверке оказалось, что мотор был исправен. Более того, левый бак был полон горючего. Дюран просто в пылу боя забыл его открыть...
22 июня 1945 года французские летчики на подаренных им самолетах улетели на родину. Вместе с ними отбыли и механики, с тем, чтобы из французских парней подготовить себе замену.
На бреющем полете истребители пролетели над Парижем. На аэродроме, где приземлились самолеты, летчикам и механикам полка были вручены награды. Иван Федорович был награжден боевым крестом. В свободное время русские парни знакомились с Парижем и другими городами. В одной из таких поездок Матвеев встретил своего летчика. Мсье Дюран остался верен профессии - работал летчиком-испытателем на авиационном заводе.
Затем им довелось встретиться в Москве на праздновании 20-летия полка. Это была незабываемая, волнующая встреча боевых друзей, отстоявших мир на земле.
М. Сергеев