Казалось бы, пираты, абордажи, пиастры и бочонок рома – все это экзотика. Ведь давно миновали времена «веселого Роджера» и лихих корсаров... Ан, нет. Времена-то, возможно, и прошли, однако дело их живет и поныне. Только классифицируются эти дела сегодня не как пиратство (нет такой статьи в УК), а как разбойное нападение на воде с использованием плавсредств, усугубленное употреблением спиртных напитков. Ну, если не рома, так на худой конец самогона.
Одно из таких дел рассматривала в августе 1960 года судебная коллегия Куйбышевского областного суда на открытом заседании во Дворце культуры «Гидростроитель» Жигулевска. Зал был переполнен. На скамье подсудимых - Алексей Шалавин — капитан служебно-разъездного катера «Стремительный», принадлежащего дирекции Волжской ГЭС, механик того же катера Леонид Турков. Третье место на скамье подсудимых занял некто Сулейман Ярмухометов — человек без определенных занятий, но с судимостью в прошлом.
Эти люди - заядлые браконьеры. Рыбу они добывали в запрещенных зонах, используя запрещенные снасти и средства: «пауки», якорьки, взрывчатку. Вырученные деньги шли, как правило, на водку и кутежи.
В ночь на 21 августа капитан Шалавин попросил у начальника караульной службы ГЭС разрешения порыбачить в запретной зоне и получил категорический отказ. Это не остановило браконьера. Посовещавшись с Турковым и прихватив на борт Ярмухометова, Шалавин все же вывел катер в море. Дружки были под хмельком и потому действовали дерзко и нагло.
Когда им повстречалась моторная лодка с работниками Щигулевской инспекции Госрыбвода, сотрудниками милиции и военкомата, которые двигались вдоль правого берега Волги к плотине и отбирали у ночных браконьеров запрещенные орудия лова, Шалавин направил катер прямо на лодку, а Турков ослепил ее пассажиров ярким лучом прожектора. Подлый замысел убийства был очевиден...
Напрасно пытались люди в лодке увернуться от яростных наскоков морских разбойников. Напрасно раздавались крики о помощи— «Стремительный» заглушал их ревом сирены. Через несколько минут лодка была потоплена, а катер, погасив сигнальные огни, скрылся в полночной тьме...
Пострадавших спас от неминуемой гибели счастливый случай. Рыбаки-любители Токмурзин и Рожков увидели издалека, как катер беспощадно таранит лодку, и поспешили к месту расправы. Помощь пришла вовремя — утопающих удалось вытащить из воды.
...Разбор дела заканчивается. А зал гудит от возмущения. Оно и понятно: отвратительный внутренний облик этих проходимцев глубоко противен каждому честному человеку.
Суд приговорил Шалавина к десяти годам, Туркова — к семи и Ярмухомегова — к пяти годам лишения свободы.
Г. ТИХОНОВ.