19 марта в истории и архиве "ВК"

1933 г.

В Самаре открывается колхозный институт

Самарский горшефсовет в ближайшее время открывает в Самаре первый шефский колхозный институт. Институт имеет краевое значение и будет выпускать для Средней Волги руководителей колхозов и колхозных техников узкой специальности. В составе института будут два факультета: факультет колхозного производства и промтехнический. Учебная программа первого рассчитана на расширенный курс высшей колхозной школы и имеет целью готовить для края председателей колхозов и заведующих плодоовощными, молочными, свиноводческими и кролиководческими фермами. Промтехнический институт будет выпускать заведующих ремонтными мастерскими, механизаторов и техников узкой специальности, нормировщиков, бухгалтеров и т.д. Срок обучения в институте от 1 до 3 лет. Занятия будут проходить в Самаре, но во время сева и уборки урожая слушатели будут проходить производственную практику в колхозах. Преподавателями института будут лучшие специалисты края и Самары, обязавшиеся преподавать в порядке шефства, без всякого вознаграждения.

М. Григорьев.

 

1941 г. 

Как я выживал раньше и как живу теперь

Я сын батрачки, которая в 14 лет осталась сиротой и поступила в семью к одному купцу. Я родился в 1881 году, и мать была вынуждена отдать меня, девятимесячного, в другое село в приемыши. Когда мне исполнилось 9 лет и мои товарищи все пошли учиться, я со слезами на глазах просился у приемного отца в школу, но он меня не отпустил.

- Я, - говорил он, - взял тебя не учиться, а работать…

Так с 10 лет он и таскал меня с собой, а в 18 - женил. Пошли дети. Когда их стало пятеро, хозяин просто выпроводил меня из дому согласно тогдашнему закону. И повесил тут я свою головушку. Куда мне ее приклонить? Земли в этом селе мне не дали, сказали: "Из села тебя не выгоним, но землю ты здесь не получишь никогда..."

Так что зарабатывать мне приходилось только у столярного верстака. Работал день и ночь. А у меня тогда было 12 детей. Пятеро умерли, а семеро живы и до настоящего времени. Когда началась война, меня взяли на фронт. Такова была моя жизнь в прошлом. Сейчас мне от роду 60 лет. И хочется мне теперь написать о себе и о своих детях. Советская власть открыла им широкий путь для счастливой жизни. Они - живут, а не выживают, как я при самодержавном режиме. Все трудности у нас остались позади. Я спокоен за детьми и горжусь ими: один сын сейчас преподает в Средней Азии, второй закончил институт инженеров водного хозяйства в Москве и оттуда направлен был в Военно-морское училище имени Фрунзе. Сейчас он на командной должности на подводной лодке. Совсем недавно он был у меня на побывке. Тут-то я на него порадовался. А третий сын, Дмитрий, окончил семилетку, три года работал в МТС бухгалтером, а затем досрочно ушел в РККА. Теперь он - курсант школы пограничников. Закончит он ее в августе этого года. Пишет, что учеба идет хорошо. Только две дочери у меня не имеют еще среднего образования. Две других среднюю школу окончили. Вот такая у меня семья. А за то, что дали счастливую жизнь нашим сынам и дочерям, мы, Ананьевы Максим Петрович и Прасковья Петровна, выражаем благодарность нашему любимому вождю и отцу товарищу Сталину…

М. Ананьев.

Колхозник села Станция Погорелово.

 

1958 г.

В санатории "Красная Глинка"

Светлый корпус здания сливается с белым фоном снежного ковра, еще покрывающего землю. Где-то внизу - скованная льдом Волга. Утро. Тишина. Правда, тишина эта обманчива. Скоро в доме отдыха и санатории закончится завтрак, и шум голосов многих людей нарушит ее. Они выйдут, вооружатся коньками и лыжами и отправятся на утреннюю прогулку. Дом отдыха и санаторий "Красная Глинка" - круглогодового действия. Сейчас здесь проводят время и лечатся около шестисот рабочих и служащих из Куйбышева, Сызрани, Безенчука, а также из других городов и областей. В санатории работают всевозможные кабинеты, в которых можно получить различные ванны. Больных лечат умелые врачи-специалисты. Проводящим свой отпуск и лечащимся не приходится скучать. Частенько во главе с массовиком они совершают экскурсии. А по вечерам многочисленные комнаты здания наполняются веселым шумом, музыкой. Почти каждый день в зрительном зале демонстрируются кинокартины, устраиваются танцы, игры, концерты. В гости приезжают артисты из Куйбышевской филармонии и Волжского народного хора, участники самодеятельности клубов "Волга", "Чайка" и швейников…

Г. Проскуряков.

Слесарь Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода.

 

1961 г.

История одного рассказа

Читатель, вероятно, помнит поэтический рассказ А.С. Неверова "Шкрабы" (шкрабы - школьные работники. - Примеч. составителя С.Г.). Его герой сельский учитель Сергей Иванович Пирожков, тот самый, который "ходит из угла в угол по своей неуютной холостяцкой комнатушке и, счастливо попыхивая душистой самосадкой, думает все о том же - о настоящей полной жизни..." С искренним участием рассказывает писатель трогательную историю любви Сергея Ивановича к учительнице Катерине Васильевне, которая так нравится ему своим сердцем и умом, "характером, ситцевым платьем, белым платочком и веселым звонким смехом..." В конце рассказа писатель создает художественный образ дороги, широкой, зимней. По ней идут "плечом к плечу" Сергей Иванович и Катерина Васильевна. Щедрое солнце освещает искрящийся снег, и читатель верит, что именно на этой дороге "шкрабы" найдут свое истинное счастье.

Небезынтересна история рассказа. Летом 1923 года А.С. Неверов приехал в Поволжье. Здесь он познакомился с учительницей Екатериной Васильевной Семеновой. Вместе с ней писатель совершил месячное путешествие по нашему краю. Побывал в ряде сел (Чердаклы, Никольское, Кошки).
...Лето было на исходе. Плохонькая крестьянская лошаденка с угрюмым терпением тащила тряскую телегу по узкой полевой дороге, змейкой уползавшей к горизонту. Неверов, сидя на краю телеги, внимательно слушал Екатерину Васильевну, которая рассказывала о своей молодости, совпавшей с революцией, о жизни и работе в степной деревушке Гнездино (Сергиевского района Куйбышевской области), опустошенной голодом и войной, в школе с перебитыми окошками и без дров. А в соседней деревне Красный Хутор - такой же молодой и одинокий учитель. Они, "шкрабы", стали друзьями. Вместе читали К. Маркса, спорили о том, кто такой Плеханов, проводили общественную работу среди населения, организовали сельский клуб... Неверов в продолжение всего рассказа молчал, а потом вдруг повернулся к Семеновой и сказал:
- Знаете, напишу я рассказ, а героиню назову вашим именем…

Так появился рассказ "Шкрабы". В художественном произведении не все совпадает с рассказом Е.В. Семеновой. Так, например, в жизни молодой учитель из деревни Красный Хутор так и не стал, как в рассказе Неверова, мужем Екатерины Васильевны. Он ушел в ряды Красной Армии и погиб. Несколько слов о дальнейшей судьбе Семеновой. Неверов заинтересовался ее литературными опытами и ввел Екатерину Васильевну в писательскую организацию Самары. Семенова стала активным корреспондентом журнала "Крестьянка", газеты "Волжская коммуна". По путевке редакции она уехала учиться в Московский институт журналистики, который окончила в 1929 году. После этого Екатерина Васильевна работала корреспондентом ТАСС и "Учительской газеты", а в 1937 году вернулась к учительской деятельности. В настоящее время она пенсионерка, но принимает активное участие в районной газете "Ленинское знамя" (Исаклы), живо откликается на все, что волнует жителей села.

А. Кисель.

Учитель куйбышевской средней школы № 109.

 

Новости партнеров