Через два месяца (7 ноября с.г.) исполнится три года, как рабочие и крестьяне взяли власть в свои руки. К октябрьским торжествам нам в губернии необходимо готовиться заранее, дабы избегнуть тех шероховатостей, которые являлись неизбежными спутниками всех до того проведенных «дней» и «недель». Благодаря поспешности, так как комиссии по их проведению организуются слишком поздно и никогда — заблаговременно, сплошь и рядом получается, что выработанная программа и инструкция празднества во многом расходятся с жизнью. Несомненно, что в дни праздника наравне с политическими докладами и экономическими отчетами необходима и литературная часть. Комиссии необходимо подобрать для нее революционный репертуар и заранее разослать его на места, где еще по-прежнему ставят водевили вроде «Денщик подвел» или «Которая из двух». Трехлетняя борьба пролетариата теперь, в острый момент, должна быть более достойно отпразднована. Времени осталось немного, готовьтесь к октябрьским торжествам. Готовьтесь - пока не поздно!
Выработан порядок заселения вновь отстроенного дома на Ново-Садовой улице. Решено 4 квартиры отвести профессуре вузов, две квартиры — военведу, одну для детского очага, а в остальные 33 квартиры заселить исключительно производственных рабочих: в первую очередь совершенно не имеющих пристанища, во вторую — живущих в квартирах, угрожающих обвалом, и в последнюю — остальных нуждающихся.
Веду нефтеналивную баржу «Зею». Ползем вверх медленно, а в Астрахани на собрании ударников нам наказывали:
-Вертайтесь скорее, нефти до зимы перевезти много надо, а посуды не хватает. Обещал везде нажимать и скоро вернуться.
30 августа. Буксиришко нам попался непутевый — воды мутит много, а тянет плохо. На перекатах сердце щиплет — как бы с баржей на мель не сесть. Однако переваливаем благополучно.
31 августа. Пришли в Самару в 10 часов 30 минут. Встали на рейде на якорь. Стоим, а время идет. Еле-еле добился буксировки в Самарку. Мобилизнул ребяток, наладили трубы и начали откачку. Думаю выбраться обратно самое позднее - числа второго...
3 сентября. Просчитался, погорячился. Баржа стоит до си пор. Нужно откачать еще 1300 тонн. По палубе мечутся трое - это представители от союзнефти, госпароходства и железной дороги. Каждый отдает свои приказы и все они противоречат друг другу, а работы стоят. Время 17 часов. Наконец, уговорились: решили нефть ночью подогреть, а утром откачать. Ночку можно не поспать — поработать, лишь бы отгрузиться.
4 сентября. Утро. Нефть подогрелась хорошо, пора бы качать. Но пришло новое распоряжение: чиновники качать товар передумали. Нефть застывает вновь. Уже вечер, баржу решили перегонять к другому месту, но РУРТ парохода для этого не дает, а сроки стоянки «Зеи» давно прошли, и в Астрахани ударники нас ждут.
5 сентября. Так и стоим, когда выберемся из Самары — неизвестно.
Водолив Дудкин.
6 сентября диспетчер РУРТа сообщил редакции: «Баржа «Зея» выведена на рейд, но когда будет отправлена вниз по Волге — не знаем пока и сами».
45 тысяч рублей государственных средств сэкономили своим добровольным участием в коллективном строительстве тридцатиквартирного дома в поселке Жигулевское море работники треста "Куйбышевтрансстрой". Жить в этом доме, который намечается заселить к 10 сентября, будут сами строители. Так же строятся кирпичные жилые дома для рабочих и в совхозе "Серноводский". Участники строительства стремятся как можно скорее справиться с этим важным делом...
По инициативе работников леспромхоза лесоводы озеленили в нынешнем году с обеих сторон дорогу от Царевщины до аэропорта Курумоч протяженностью в 11 километров. На этом участке были посажены четырехлетние березы, рябина, лиственницы, культурные яблони и смородина. Деревца за весенне-летние месяцы одевшиеся в листву выросли в рост человека и выше. Дорога теперь стала живописной аллеей.
***
«Эх, трасса, кто тебя засеял...» - так называлась корреспонденция, опубликованная в номере «Волжской коммуны» за 21 августа. Она обсуждалась на совещании начальников автохозяйств. По ее результатам начальники автохозяйств, ослабившие контроль за состоянием кузовов автомобилей, занятых на перевозках зерна, наказаны. Автохозяйствами созданы специальные бригады по ремонту кузовов машин на местах. На шоссе Куйбышев - Большая Глушица установлены дополнительные посты по проверке исправности кузовов.
Один пенсионер обратился в местную прессу с просьбой подсказать, где можно купить небольшое взрывное устройство, чтобы заминировать вход на дачу. Свое желание он объясняет так: «Слишком много развелось у нас преступников и слишком мало их получают заслуженное наказание». Он сообщает также, что постоянно жить на даче не может, поэтому не завел пса, а мина, мол, — не собака: есть не просит. И подобные письма в редакционной почте сегодня отнюдь не редкость.
Писатель Владимир Солоухин в своей книге о грибах утверждает, что головачи (огромные круглые дождевики) не имеют постоянного места обитания. Это мнение опровергает житель Сорокина хутора Ж.Ж. Бауэр. Любитель природы Жан Жанович вот уже шесть лет ходит за головочами в лес, как к себе в огород и не раз убеждался, что эти «дети дождя» своих адресов не меняют. На днях он срезал на одной из замеченных им «делянок» в Студеном овраге гриб весом пять килограммов. Начинающие грибники эти грибы не признают, а, между прочим, головачи в Италии считаются первым деликатесом.
***
В воскресенье наш корреспондент обнаружил на местном книжном рынке любопытное: за «Педагогическую поэму» Макаренко продавцы просили 20 рублей, а за «Неизвестную школу» Магомедова — 1000 рублей. Факт для нас, конечно, отрадный, так как Николай Михайлович наш постоянный автор, но чтобы в 50 раз дороже Макаренко!.. В общем мы позвонили Николаю Магомедову, поздравили его с выходом и успехом новой книги, а заодно поинтересовались, знает ли он о рыночных ценах на нее? Вот что он нам ответил:
-Я не лучше Макаренко в 50 раз, но учителю сейчас, наверное, нужнее моя поддержка. Я убежден, что российский учитель не имеет себе равного в мире: зажатый инструкциями, без социального заказа на подготовку высокообразованной личности он умудрялся выучивать школьников на уровне мировых стандартов. Моя же книга посвящена сегодняшним свободным учителям, познавшим методики, применяемые во всем цивилизованном мире.
1693 год. Петр Первый заложил на Соломбальской верфи первое судно. Им стал 24-пушечный корабль «Св. Павел». Петр прибыл в Архангельск, где он впервые увидел море и первый голландский военный корабль. Тогда Архангельск был единственным морским портом России, связывавшим ее с Западом. По указанию царя на остров Соломбала на Северной Двине завезли строительные материалы и начали сооружение судостроительной верфи. На следующий год Петр снова побывал в Архангельске и спустил на воду заложенный им корабль.
1812 год. Русские и наполеоновские войска сошлись в районе села Бородина. Состоялось знаменитое Бородинское сражение В нем Наполеон потерял свыше 58 тысяч человек, в т.ч. 47 генералов.
1862 год. В Новгороде прошло торжественное празднование Тысячелетия России. Торжественно открывается памятник скульптора Михаила Микешина. Шесть скульптурных композиций выразили поэтапное развитие русского государства. Этот монумент служил напоминанием о русской старине, о ее великих мужах первого тысячелетия.
1880 год. Открыто Самарское реальное училище. В нем имелось три класса. Содержалось оно на средства Самарского городского общества. Действительный тайный советник К.К.Грот пожертвовал на стипендии для учащихся 5 тысяч рублей. В 1882 году в училище было уже шесть классов, в них занималось 156 юных самарцев. В этом училище в разные годы учились: Н.Н.Семёнов, видный учёный, один из основоположников химической физики, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии; А.Н.Толстой, писатель, академик АН СССР; Г.М.Кржижановский, государственный деятель, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда; П.А.Щербачёв, архитектор, построивший и реконструировавший в Самаре более 80 зданий.
1923 год. Создана Международная комиссия уголовной полиции - Интерпол. В Вене завершил работу II Международный съезд сотрудников уголовной полиции, на котором было принято решение о создании Международной уголовной комиссии с Постоянным бюро в Вене.
1970 год. Родились "Жигули". В этот день легковому автомобилю ВАЗа было присвоено название – «Жигули».
2007 год. Исследователи заметили нецензурную запись на монументе "Тысячелетию России", На монументе, установленном в 1862 году в Новгородском кремле, кто-то из рабочих сумел сделать на памятнике нецензурную надпись. Музейные работники не собираются ее уничтожать, но отмечают, что разглядеть ее крайне сложно. Текст надписи не разглашается.
Казалось бы, пираты, абордажи, пиастры и бочонок рома – все это экзотика. Ведь давно миновали времена «веселого Роджера» и лихих корсаров... Ан, нет. Времена-то, возможно, и прошли, однако дело их живет и поныне. Только классифицируются эти дела сегодня не как пиратство (нет такой статьи в УК), а как разбойное нападение на воде с использованием плавсредств, усугубленное употреблением спиртных напитков. Ну, если не рома, так на худой конец самогона. Одно из таких дел рассматривала в августе 1960 года судебная коллегия Куйбышевского областного суда на открытом заседании во Дворце культуры «Гидростроитель» Жигулевска. Зал был переполнен. На скамье подсудимых - Алексей Шалавин — капитан служебно-разъездного катера «Стремительный», принадлежащего дирекции Волжской ГЭС, механик того же катера Леонид Турков. Третье место на скамье подсудимых занял некто Сулейман Ярмухометов — человек без определенных занятий, но с судимостью в прошлом.
Эти люди - заядлые браконьеры. Рыбу они добывали в запрещенных зонах, используя запрещенные снасти и средства: «пауки», якорьки, взрывчатку. Вырученные деньги шли, как правило, на водку и кутежи.
В ночь на 21 августа капитан Шалавин попросил у начальника караульной службы ГЭС разрешения порыбачить в запретной зоне и получил категорический отказ. Это не остановило браконьера. Посовещавшись с Турковым и прихватив на борт Ярмухометова, Шалавин все же вывел катер в море. Дружки были под хмельком и потому действовали дерзко и нагло.
Когда им повстречалась моторная лодка с работниками Щигулевской инспекции Госрыбвода, сотрудниками милиции и военкомата, которые двигались вдоль правого берега Волги к плотине и отбирали у ночных браконьеров запрещенные орудия лова, Шалавин направил катер прямо на лодку, а Турков ослепил ее пассажиров ярким лучом прожектора. Подлый замысел убийства был очевиден...
Напрасно пытались люди в лодке увернуться от яростных наскоков морских разбойников. Напрасно раздавались крики о помощи— «Стремительный» заглушал их ревом сирены. Через несколько минут лодка была потоплена, а катер, погасив сигнальные огни, скрылся в полночной тьме...
Пострадавших спас от неминуемой гибели счастливый случай. Рыбаки-любители Токмурзин и Рожков увидели издалека, как катер беспощадно таранит лодку, и поспешили к месту расправы. Помощь пришла вовремя — утопающих удалось вытащить из воды.
...Разбор дела заканчивается. А зал гудит от возмущения. Оно и понятно: отвратительный внутренний облик этих проходимцев глубоко противен каждому честному человеку.
Суд приговорил Шалавина к десяти годам, Туркова — к семи и Ярмухомегова — к пяти годам лишения свободы.
Г. ТИХОНОВ.
Составил Сергей Голышков