29 августа

1923 г.

В Ставропольском Волисполкоме оживление.  Старый подрядчик и хлебный делец с дрожью в голосе убеждает преда сдать в аренду какое-то помещение, принадлежащее ему когда-то. Пред между делом подфамиливает бумажки и отрицательно качает головой. В другой комнате скулящие торговки кучей обступили зава финчастью и просят скоски налога на их лавчонки. Щелкают счеты, скрипят перья...

1929 г.

Пятилетка винокуренной промышленности области построена в расчете на расширение сбыта спирта для непетьевых целей. Винокуренная промышленность должна в нашей области сохраниться и развиваться, изменив свое лицо!
***
7500 будильников получает в сентябре облпотребсоюз на область. 1550 штук из этого количества получит Самарский округ. Будильники будут продаваться только сдатчикам хлеба.
***
Для упорядочивания учета номерных фонарей, установленных в домовладениях Самары, водосвет приступил к массовому обследованию установок. Уже первые дни обследования выявили ряд ненормальностей. В значительной части домовладений номерные фонари хотя и установлены, но не включены в осветительную сеть. В других случаях обнаружено самовольное включение номерных установок. Кроме того, выявлено горение номерных фонарей в дневные часы. Виновные привлекаются к ответственности.

1935 г.

Сегодня с 10 часов утра до 9 вечера в большом зале городского совета выставлены для общественного просмотра эскизные проекты Дворца культуры и памятника тов. В.В. Куйбышеву. Вход свободный.
***
27 августа близ Линдова городка грузовая машина автогужтранса на полном ходу сшибла три бетонированных столба и телеграфный столб. Грузовик сильно поврежден, а шофер, бросив машину, бежал. Уголовным розыском ведется следствие.

1972 г.

Куйбышевское музыкальное училище получило вчера электроорган «Прелюдия», изготовленный рижскими мастерами. Таким образом, скоро в концертном зале училища впервые в музыкальной истории города прозвучат органные произведения.

1981 г.

В Москве, на ВДНХ, финишировал 15-й всесоюзный автопробег легковых машин любительских конструкций. Был среди его участников и наш земляк, инженер Волжского автозавода И.Д. Компанцев. Позади месяц пути, пройдено шесть тысяч километров. Машина тольяттинца отлично проявила себя на этом нелегком маршруте. Волжанин стал одним из четырех обладателей специальных призов. Ему вручены именные часы.

1984 г.

Научно-техническая программа «Реактив» объединила более 60 вузов и академических институтов страны. Среди участников программы и Куйбышевский политехнический институт. Здесь разработаны адамантилнитраты, которые уже широко используются в качестве реактивов. Адамантан и его производные нашли самое широкое применение при производстве лекарственных препаратов.

1990 г.

Куйбышевцы имели возможность познакомиться с красивыми и умными животными, представленными на первой в СССР региональной шоу-выставке собак всех пород, прошедшей на днях во Дворце спорта. Куйбышевские собаководы завоевали здесь немало призов, но предпочтение и главная награда были отданы овчарке по имени Жан-Крист из Уфы.

1995 г.

Одна из тольяттинских фирм приступает к выпуску туалетной бумаги. Для этого закуплено израильское оборудование и сырье. Проектная мощность линии — 12 миллионов рулонов в год. Пока подобная продукция выпускается лишь в двух городах России — Тамбове и Владимире.

1997 г.

За первое полугодие 1997 года в сравнении с регионами Ассоциации «Большая Волга» по многим показателям наша область занимает ведущее положение. В их числе продажа продукции промышленных предприятий, объем розничного товарооборота, денежные доходы населения и средняя заработная плата. А такие показатели, как инвестиции в основной капитал, объем промышленного производства уверенно выводят Самарскую область в пятерку ведущих регионов России.

2000 г.

На днях в районе Волжской ГЭС зафиксирована гибель рыбы в очень больших объемах. Правый берег  от ГЭС до поселка Моркваши был буквально усыпан особями, которые, как предполагают экологи, шли косяком из Куйбышевского водохранилища вниз, в Саратовское. Признаков того, что в этой зоне произошел смертельный для рыбы сброс сточных вод или химических веществ не обнаружено. ...В это трудно поверить, но есть в Самаре люди, которые помнят ту еще Волгу. Она была живая, со стремнинами и омутами, с мелями, мешавшими судоходству, и перекатами, где нерестилась стерлядь. Теперь ее не стало. То, что мы видим сейчас, не река, а цепь водохранилищ, полезных и опасных, как многое сотворенное руками человека.

29 августа. Этот день в истории.

1698 год. Приказано брить бороды. После возвращения в Москву из своего знаменитого полуторагодовалого Великого посольства по Западной Европе Петр 1 подписал указ, предписывающий брить бороды и носить одежду европейского образца.

1842 год. Подписан Нанкинский договор между Китаем и Англией. Дговор открывал для английской торговли 5 китайских портов, санкционировал захват англичанами острова Сянган (Гонконг) и положил начало превращению Китая в полуколонию.

 1871 год. Самару посетил император Александр Второй  Император прибыл около полудня на пароходах «Александр II» и «Императрица Мария» общества «Кавказ и Меркурий» около полудня в Самару: Александр Второй совершал путешествие по Волге после поездки на Кавказ. Губернатор Самарской губернии Г.С. Аксаков и городской голова Самары В.Е.Буреев сделали программу пребывания высоких гостей в городе торжественной и предельно насыщенной. У Триумфальных ворот, украшенных гербами Самары и уездов, цветами и снопами пшеницы, императора встречали руководители губернии и города, духовенство, именитые граждане и толпы народа. Преподнесли, как водится, хлеб-соль.

 1886 год. Состоялись торжества по случаю празднования 300-летия со дня основания Самары. В своей книге  - «Трехвековая годовщина города Самары» -  Петр Владимирович Алабин писал: «Городская Дума, принимая в соображение признание нашими историками Карамзиным, Неволиным и Пекарским несомненным, что город Самара основан в 1586 году, постановила: отпраздновать в 1886 году трехсотлетнюю годовщину города. Но так как самый день основания города остается неизвестным, то Дума решила избрать для этого торжества такой день, который почему-либо был бы особенно памятен и любезен городу Самаре». Таким днем признан 29 августа, ознаменованный посещением Царя-освободителя в сопровождении наследника престола и великого князя Владимира Александровича...". 

1871 Самару посетил император Александр Второй с наследником престола цесаревичем Александром и великим князем Владимиром Александровичем.
Подробнее на: http://samaratoday.ru/history/29-august

1903 год. Состоялась отставка графа Витте,  Отставка российского министра финансов, расценивалась как победа группой сторонников росскийской экспансии в Маньчжурии.
1905 год. Подписан Портсмутский договор.  С его подписанием закончилась война между Россией и Японией 1904-1905 гг.

1949 год. СССР провел первое испытание атомной бомбы. В августе 1945 года первые две атомные бомбы, основанные на цепной ядерной реакции, были сброшены американской авиацией на японские города Хиросима и Нагасаки. В СССР первое испытание ядерного оружия провели на четыре года позднее, в 1949 году. Почти сразу после окончания Второй мировой войны, в которой СССР и США были союзниками, развертывается холодная война

2000 год. Дыра в озоновом слое планеты, находящаяся над Антарктидой, будет увеличиваться. Проведенные замеры свидетельствуют о дальнейшем истощении озонового слоя. Об этом сегодня в Женеве объявила Всемирная метеорологическая организация ООН. 4 станции наблюдения, находящиеся в Антарктике, передали в этом месяце данные, свидетельствующие о том, что толщина озонового слоя составляет сейчас 20-35% по сравнению с периодом 1964-1976гг., т.е. до обнаружения разрыва в озоновом слое планеты над Антарктидой. 

О чем писала наша газета в 2002 году

Надышались мы пылью самарских дорог...

           ...Наша семья приехала в Самару - тогда город носил имя Куйбышева - в 1946 году. Прибыли по Волге, на пароходе. Встречал приплывающих речной вокзал - легкое деревянное строение, довольно изящное и весьма своеобразное. Впоследствии его убрали - пожалуй, зря. Неслучайно ведь в учебниках географии, по которым тогда учились, была фотография именно этого вокзала. Что, кстати, являлось предметом нашей, школяров, гордости: ведь все иные картинки были посвящены любым, кроме нашего, городам. А эта, единственная, все ж имелась.

Но вот вышли с вокзала на улицу Горького - здесь прохожих встречала дорога, покрытая толстым, в несколько сантиметров, слоем пыли, в котором тонули ноги.

Это упоминание не случайно. Ныне трудно себе представить, как мало было в Самаре асфальтированных улиц. Даже центральная площадь - Куйбышева - была покрыта асфальтом не полностью, немалая ее часть, прилегающая к скверам на Чапаевской, была булыжной. Кстати уж: и в то время, и много лет после у подножия каменного исполина в сапогах имелась постоянная трибуна, дощатая, которую к праздникам мая и ноября подкрашивали. Упорно говорили, что прямо под трибуной есть вход в тоннель, который ведет в здания театра и обкома компартии на Рабочей (теперь институт культуры). Вокруг здания театра оперы и балета (вообще-то это Дворец культуры...) был пустырь, через который в разных направлениях были протоптаны тропинки. В конце сороковых годов здесь появился невиданный ранее автокран, с помощью которого смонтировали ограду ныне окаймляющих театр скверов. Посадили деревца. Многие улицы были замощены булыжником - например, Чапаевская, Молодогвардейская, Некрасовская, часть Ленинградской, Фрунзе, все спуски к Волге.

Об улицах вовсе не благоустроенных речи нет - их было немерено. Конечно, и сейчас улицы Самары в плачевном состоянии; но все познается в сравнении.

 Немного об уличном движении. Мы с родителями по приезде в Самару пошли на Куйбышевскую: надо было показать сестре пятнадцатую женскую школу, в четвертом классе которой ей предстояло учиться. И вот едва мы минули улицу Льва Толстого, как в сторону площади Революции проехали одна за другой две легковые машины. А минуту спустя - еще одна, в обратном направлении.

- Смотрите, дети, какое здесь движение, - назидательно заметила мама. - Так что улицы надо переходить очень осторожно.

Да, по дорогам время от времени проезжали автомобили. Сейчас у светофора где-нибудь на Московском шоссе или улице Ново-Садовой враз собирается наверняка гораздо больше транспорта, чем его было во всем городе после войны.

Мы наперечет знали машины нашего соседа, штаба округа. Впечатлял «Опель-адмирал», который, как мы были уверены, принадлежал самому командующему. Машина была темно-вишневого цвета и не по-нашески сверкала.

Другие штабные легковушки тоже были трофейные; кроме того, имелись американские «виллисы» и «доджи». Отечественных авто было гораздо меньше. Помню, около горкома партии на Куйбышевской обычно стоял кабриолет ГАЗ-А на тонких колесах со спицами. «Эмки» по сравнению с этим газиком казались верхом элегантности.

Немногим больше разнообразия было в марках грузовиков. Наши - это нижегородские «полуторки» и зисовские (нынешний ЗИЛ - тогда завод имени Сталина, ЗИС) «пятитонки» с фанерной кабиной. Бегали также немецкие грузовики и трехосные американские «студебеккеры». В фаворе были заокеанского же происхождения мощные мотоциклы «Харлей». Определенную часть перевозок брал на себя гужевой транспорт, так что конский навоз на улицах редкостью не являлся. Впрочем, кроме лошадок ходили в упряжке и ослики, но их было мало.

 В.Шикунов.

 Составил Сергей Голышков

 

Новости партнеров