С мая по Самарскому уезду будет пущена "Красная повозка", на которой поедут представители всех отделов Уисполкома и агитаторы в целях пропаганды на местах коммунистических идей. "Красная повозка" даст толчок к развитию культурно-просветительской деятельности в Самарском уезде...
Идиотская болезнь - беспечность, утвердившаяся в руководстве изобретательским делом, - удобна лазейка для вражеской деятельности японо-германо-троцкистских агентов. Ведь установлено же, например, что враг народа Дмитриев, занимавший пост главного инженера механико-судовой службы Средневолжского пароходства, сознательно тормозил осуществление прибора изобретателя Орлова...
Исполнительный комитет Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся возбудил ходатайство перед облисполкомом о переименовании Торговой улицы в улицу им. В.В. Маяковского. Имя великого поэта решено присвоить также городскому детскому парку культуры и отдыха.
Вчера мир облетела волнующая весть: кубинский народ разгромил американских интервентов. Трудящиеся нашей области с огромной радостью отметили эту победу. Тысячи рабочих и служащих города Куйбышева, закончив трудовую вахту, высыпали на улицы. Мощный людской поток устремился к традиционному месту торжеств - на площадь имени В.В. Куйбышева. Площадь заполняется народом. Один за другим выходят на трибуну ораторы. Слово предоставляется народной артистки РСФСР З.К. Чекмасовой. "Дорогие товарищи! - говорит она. - Пора человечеству покончить с позором войны, дать отпор тем, кто пытается оружием навязать свою преступную волю другим народам...". Эти слова оратора тонут в буре аплодисментов, по площади проносится могучее "ура".
Самара — город жестоких купеческих нравов, убогий по культуре — в 90-е годы прошлого века стала обретать новые культурные силы. Эти силы развивались в местной прогрессивной печати, в товарищеских «ассамблеях» самарской интеллигенции, на подмостках театра, на первых художественных выставках... Художник Ф.Е. Буров был известен в Самаре как талантливый, разносторонне образованный человек. Родился Федор Емельянович в селе Федоровка Ставропольского уезда. Страстная мечта стать художником увлекла его в Петербург, где он поступает в Академию художеств. Годы учебы были наполнены для него общением с замечательными современниками. Он был близок с И.Е. Репиным, В.В. Верещагиным и В.Д. Поленовым. А живя в Париже, он написал портрет И.С. Тургенева. В 1885 году за картину «Шлиссельбургский узник», находящуюся сейчас в Русском музее, ему присвоено звание художника I степени. Переехав в Самару (в конце 1891 года), Буров открывает «Классы живописи и рисования», где на собственные средства обучает детей из неимущих семей. Классы живописи располагались в доме купца Жильцова, напротив окружного суда (сейчас ул Венцека, 23). Здесь в школе часто бывал у Бурова и Владимир Ильич Ленин, который тянулся к людям с богатым жизненным опытом, в сердцах которых билось стремление быть полезным Родине...
Ах, как хорошо было жить в 70-е годы! Рис, сахар, манка, конфеты — в любом количестве. И почти бесплатно, по нынешним меркам. Даже колбасу и сыр можно было при желании где-нибудь обнаружить. В крайнем случае — из Москвы привезти. И с одеждой было вполне сносно: среди вороха никому не нужных, уродливых вещей, которыми были забиты магазины, можно было иногда встретить вполне приличные... И так хочется спрятаться в семидесятые и вновь вернуться в ту страну...
Коллектив похвистневской детской эстрадно-цирковой студии "Серпантин" клуба "Пируэт" вернулся с победой в телевизионном конкурсе "Утренняя звезда" и на Всероссийском конкурсе в г.Тихвине Ленинградской области. Звание лауреатов в последнем завоевали Андрей Кадетов и Гулия Сапукова. А победителем "Утренней звезды" стал солист Илья Павлов вместе со старшей танцевальной группой.
***
Вчера в Самарском музыкальном училище открылся III Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах. В нем принимают участие 120 музыкантов из 20 городов России. Среди конкурсных инструментов - гитара, балалайка, домра, баян.
В понедельник, буквально накануне выпуска первого автомобиля с конвейера АвтоВАЗа, который состоялся 30 лет назад, стартовал из Тольятти к берегам Белого моря очередной автопробег. В Архангельск отправились новенькие "десятки" и признанная российской моделью века "копейка", за рулем которой Ю.Мальченко, призер конкурса на старейшую модель "Жигулей". Его машина - ровесница завода - уже не раз бывала в дальних путешествиях, в том числе и в высоких широтах. Единственное, что сделали перед пробегом в центре техобслуживания автозавода, это проверили техническое состояние автомобиля-ветерана, что называется, подтянули кое-где гайки. А так машина отправилась в дальний путь на родном моторе и колесах...
На днях группа куйбышевских журналистов встретилась с народным артистом РСФСР Юрием Никулиным, известным клоуном и киноактером, который участвует в новой программе Куйбышевского цирка. После этой встречи Юрий Владимирович дал интервью нашему корреспонденту Е.Жоголеву.
– Юрий Владимирович, вы не первый раз выступаете в нашем городе?
– Я был в Куйбышеве ровно двадцать лет назад, выступал в шапито, хорошо помню ваш город.
– Вы говорили о популярности цирка, называя его искусством для миллионов. В чем, по вашему мнению, главное оружие цирка?
– Цирк должен удивлять. А удивлять трудно. Зритель растет, сегодня он уже не смеется над тем, над чем смеялся вчера.
– На ваших спектаклях всегда много детей, вы их любимый артист и в кино и в цирке. Как вы относитесь к своему маленькому зрителю?
– Я получаю очень много писем. Восемьдесят процентов их – от детей. Детская аудитория самая трудная. Недаром на детях проверял Чаплин свои фильмы – смеются дети, стало быть, по-настоящему смешно. Ребенка не обманешь. За эти годы мы сделали специально ряд детских представлений, объединенных одной мыслью. У нас был спектакль «Трубка мира». Там много приключений и везде был цирк, он не пропадал. А кино пришло после цирка, спустя десять лет: Первым меня пригласил писатель Владимир Поляков. По его сценарию на «Мосфильме» снимался фильм «Девушка с гитарой». Я там сыграл роль пиротехника. После этого меня стали приглашать в кино. Потом уже мы стали работать с Гайдаем – «Пес Барбос...» и так далее. Но кино – есть кино, а я прежде всего — артист цирка...
Составил Сергей Голышков