22 декабря


1935 г.

С утра 8 (21) декабря 1905 года в Самаре началась всеобщая политическая забастовка. Работу прекратили железнодорожники, большинство городских предприятий, закрылись магазины, казенные и общественные учреждения. В течение всего дня в Пушкинском доме шли митинги, организованные социал-демократами, при этом обсуждался вопрос о возможности ареста представителей власти. Однако власти чувствовали себя уверенно. Уже 9 (22) декабря железнодорожный телеграф, который находился в руках стачечников, был занят войсками. По городу, наряду с патрулями дружинников Самарского комитета, разъезжают усиленные наряды казаков. Арестованы три члена Совета рабочих депутатов. Вечером 10 (23) декабря, когда начался митинг в Народном доме (присутствовало более 3 тысяч человек), здание и все прилегающие к нему улицы были оцеплены казаками и полицией, находившимися под командованием полковника Баранова. Полковник через парламентеров предложил собравшимся сдаться. Руководители митинга сначала ответили категорическим отказом, с балкона дома были брошены бомбы. Однако эти бомбы, изготовленные кустарным способом, не разорвались. Тогда руководители митинга, во избежание напрасных жертв, решили сдаться... После падения Народного дома реакция окончательно подняла голову: начались массовые аресты и большевики ушли в подполье.

1936 г.

В клубе рабкоров «Волжской коммуны» состоялась встреча журналистов с квартетом стариков из села Шишовки. За плечами участников квартета десятки лет тяжелой изнурительной жизни. Они прошли сквозь мучения царской солдатчины, сквозь тяжести нищей батрацкой жизни. В те годы песня для них была единственной радостью. В колхозе они встретились и объединились. Три плотника и пчеловод решили слить свои голоса, чтобы петь по-колхозному — вместе. Песенники достигли больших творческих успехов. Они выступали в Куйбышеве, их песни транслировались по радио. Сейчас они, взволнованные, едут в Москву. Рабкоры и журналисты тепло встретили квартет стариков-певцов.

1961 г.

Прощальный ужин на берегу Волги... Неверов прохаживался со своим другом фельетонистом «Коммуны» Виклогом. Разговор шел о Москве. Виклог завидовал Неверову, решившемуся на переезд в Москву. Он знал, что книги и рукописи Неверова уже упакованы, и завтра Александр Сергеевич покинет Самару. Приятный запах ухи вызывал аппетит. Уха готова. Степной вынимает из дымящегося ведра большую стерлядку: «Куда ее?».
-Давай сюда,- кричит Дорохов и расстилает газету, в которой опубликована глава из романа Неверова «Гуси-лебеди». Разлили по стаканам вино, чокнулись, выпили... Каждому из сидящих у костра было ясно, что семья самарских писателей редеет завтра уезжает Неверов, за ним, вероятно уедет Степной, потом - Виклог...

1990 г.

Карточки на продукты питания в нашей области стали печальной реальностью наших дней... Не всех устраивает норма выдачи. Ветеран войны (с первого и до последнего дня войны он был на Северном фронте)  Ф. Артемьев пишет: «Чем руководствовались в областном Совете, когда устанавливали нормы отпуска продуктов по карточкам... Таких норм я не видел и во время войны...».

1994 г.

В одном анекдоте про КГБ  сотрудник этой службы проверял достоверность информации вопрошая: «А что бабы-то говорят?». Вот и мы решили узнать, что они говорят. Куда пойти их послушать? Конечно,  в магазин. Заходим в первый попавшийся. Несмотря на вечернее время, здесь довольно многолюдно. А прилавок! Ну что там «Кубанские казаки». И что здесь всегда здесь такое изобилие, спрашиваю пристроившейся к небольшой очереди женщину в теплой шали.
-Да нет в последние два дня поднавезли. Обычно поскромнее. Но колбаса есть всегда. Я беру, что подешевле. Чайную, например, по .6500. на 150 пенсионных тысяч нынче не разбежишься...». Выходит можно жить в Отрадном. По крайней мере, бабы так говорят.

1995 г.

В этом году День энергетика совпадает с сорокалетием Волжской ГЭС. «29 декабря 1955 года, в 18 часов 18 минут первый агрегат Куйбышевской гидроэлектростанции на Волге дал промышленный ток» - это короткое, но очень емкое сообщение, полученное из Жигулевска, возвестило и подтвердило рождение самой крупной в то время в стране и во всем мире гидроэлектростанции. Много воды утекло с той поры, вернее, прошло через турбины Волжской ГЭС и дало стране около 406 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Именно с Волжской ГЭС началась единая энергетическая система страны, ее электроэнергия создала целые промышленные регионы, создала крупные промышленные комплексы. Достаточно назвать Волжский автозавод, завод синтетического каучука, Волгоцеммаш и другие.

 

Составил Сергей Голышков

Новости партнеров