11-14 марта

1919 г.

Вечер советских журналистов, состоявшийся в клубе Красноармейцев Карла Либкнехта прошел с большим интересом. Тепло были встречены пролетарские поэты Герасимов (о нем наша газета писала ЗДЕСЬ - ред), Спасский и Владычина, прочитавшие свои стихотворения. Выступил и тов. Куйбышев. В сжатой и сильной речи он охарактеризовал роль Советских журналистов, указал на огромное значение ежедневной газеты, которая более года вела бескровные бои с врагами Советской власти и блестяще справилась со своей задачей...

1920 г

Третья годовщина февральской революции... Как будто вчера это было. Когда весь город узнал о свершившимся, любопытные высыпали на улицу. На улице был праздник: «Россия свободна!». Полиция растерялась, не зная, куда деваться. Около Трубочного завода, неподалеку от Молоканского сада — море голов, а над ними красные знамена. Раздаются мощные революционные песни. Радости и восторгам не было конца.

***
В воскресенье, 14 марта, объявляется дровяной воскресник. Весь гужевой транспорт поступает в распоряжение Трансчка для перевозки дров коммунальному отделу в обеспечение электрической станции, водопровода и бань. Трансчека приказывает предоставить все подводы советских учреждений, организаций посевщиков, огородников, садоводов, частных владельцев ломовых извозчиков и пятьсот подвод легковых извозчиков к 8 часам утра на 6-ю версту Семейкинского шоссе к караульной будке для подвозки дров из Лучинного Колка в гор. Самару (Воскресенская площадь). Причем об административных лицах как гражданских, так и советских учреждений, халатно отнесшихся к настоящему приказу, будет сообщено (имя, фамилия) в газете, как о не желающих оказать помощь в борьбе с кризисом топлива и всеми последствиями, связанными с ним.
Жеребцов.

Председатель Трансчека,

 

1921 г.

Мы празднуем четвертую годовщину февральской революции и свержения Самодержавия в России. в тяжелых, пока еще, условиях продовольственной, товарной и топливной нужды. Однако к четвертому году свержения царизма беспристрастный наблюдатель должен признать целый ряд наших побед. Четвертая годовщина застает нас великой мировой державой.

1923 г.

 

 

 

В 13 году самарская организация усилилась за счет прибывших административно-высланных из центра. Наиболее деятельное участие в партийной работе принимали рабочие Трубочного завода, организующие однодневные забастовки в знак протеста против увольнения с завода товарищей, «уличенных в противоправительственных затеях». На одном нелегальном собрании РСДРП в декабре месяце 13 года было решено издавать рабочий журнал соц.-дем. направления и 13 января 14-го года выходит первый номер «Зари Повольжья». В 14 году партийная работа шла еще шире и бодрее. (Подробнее читайте ЗДЕСЬ - ред.).

 

 

1929 г.

Писатель Олеша в повести «Зависть» рисует тип «стопроцентного», по его мнению, большевика-хозяйственника. «Стопроцентность» Бабичева вызывает много вопросов. На эту тему партийный отдел редакции устраивает в воскресенье, 24 марта, литературно-политический диспут. Редакция приглашает хозяйственников-коммунистов, комсомольский актив, рабочих, служащих и учащихся старших классов участвовать в диспуте, прочитав предварительно произведение Ю. Олеши...

1930 г.


Дымит «сорок второй» У завода оживленная суета. И белые бесконечно снежные пространства залиты черным колыхающимся морем голов. Что это? Начинается закладка фабрики-кухни завода №42. Сталью сверкнула лопата в руках предкрайисполкома Быкова. «Закладываю первый кирпич новой единицы социализма, - говорит тов. Быков, - сделаем эту единицу крепкой». На постройку фабрики-кухни отпущено миллион двести тысяч рублей. Через два года кухня будет отпускать 9000 обедов ежедневно. На закладку фабрики-кухни пришли двести пятьдесят колхозниц, чтобы поздравить работниц «сорок второго» с их хозяйственной победой.

1940 г.

В Куйбышевском областном музее краеведения открыт новый отдел - «Булгарское (болгарское) царство», которое существовало в Поволжье, в зоне будущего «Куйбышевского моря» с 8 по 14 век. Работниками музея обнаружено 202 памятника этой эпохи. Археологи засняли при раскопках близ села Болгар ряд зданий столицы Булгарского царства - «Великие Булгары». На месте раскопок в 1939 году открыта древняя баня. Она сложена из белого камня. В ней четыре комнаты. В центре — фонтан. Вдоль стен расположены небольшие водоемы. В стенах здания — трубы для горячей и холодной воды. Пол выложен известковыми плитами.

1942 г.


В связи со слиянием трех музыкальных школ города и приемом одаренных детей из музыкальных десятилеток Москвы, Ленинграда и Одессы, Куйбышевская музыкальная школа №1 в этом году развернула большую работу по подготовке молодых музыкальных кадров. Пребывание в Куйбышеве больших мастеров музыкального искусства дало возможность работникам школы установить с ними тесную связь. Начало этой связи было положено встречей с народной артисткой СССР тов. Барсовой. А на днях в школе состоялась встреча с лауреатом Сталинской премии тов. Шостаковичем. Композитор подробно ознакомил детей с процессом создания Седьмой симфонии и поделился планами на будущее.

 

1963 г.

Из речи товарища Н.С. Хрущева на встрече с деятелями литературы и искусства:
«...Мы с вами в течение последних месяцев встречаемся во второй раз. (…) Прошлый раз мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью (Интересно, что когда будет опубликовано сообщение о кончине Хрущева, именно Эрнст Неизвестный соорудит ему памятник на Новодевичьем кладбище в Москве. Примеч.ред)... Вы видели и некоторые другие другие изделия художников-абстракционистов. Мы осуждаем и будем осуждать подобные уродства...
Большое беспокойство вызывает и то обстоятельство, что в кинотеатрах демонстрируется множество весьма посредственных кинокартин. Нам в предварительном порядке показали материалы к фильму «Застава Ильича». Фильм ставится режиссером тов. М. Хуциевым.  Работа над фильмом еще не закончена. Но поскольку в нашей печати всячески расхваливаются «выдающиеся качества» этого фильма (В наиболее откровенной форме такие настроения проявились в заметках Некрасова «По обе стороны океана», напечатанных в журнале «Новый мир». Он пишет: «Я благодарен Хуциеву и Шпаликову, что они не выволокли за седеющие усы на экран все понимающего, на все имеющего ясный ответ старого рабочего появись он - картина погибла бы». Позор! И это пишет советский писатель в советском журнале!), необходимо высказать и наше мнение. Надо прямо сказать, что в материалах есть волнующие места. Но они по сути дела служат прикрытием истинного смысла  картины, который состоит в утверждении неприемлемых для советских людей идей и норм... Принципиальные возражения вызывает эпизод встречи героя фильма с тенью своего отца, погибшего на войне. На вопрос сына о том, как жить, тень отца с свою очередь спрашивает сына — а сколько тебе лет? И когда сын отвечает, что ему двадцать три года, тень отца сообщает — а мне двадцать один... и исчезает. И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Можно ли представить, чтобы отец не помог сыну советом, как найти правильный путь в жизни? Детям хотят внушить, что их отцы не могут быть учителями в их жизни... (Кстати, когда картина эта все-таки вышла на экраны под названием «Мне двадцать лет»,  тень отца задержалась на несколько кадров, чтобы поучить сына жизни, а о знаменательном приезде Н.С. Хрущева в Куйбышев наша газета писала здесь. Примеч.ред)..).

1968 г.

В своих фельетонах, опубликованных в Самаре, Горький касался различных сторон жизни города, в том числе вопроса воспитания народа через театр. Когда он написал о местных «горчишниках» (хулиганах), в редакцию пришло такое письмо: «Что вы писали про горчишников, что для них нужно устроить театр — это верно. Нужно, чтобы для человека было развлечение в жизни. Я сам горчишник, молодой ищо. Работая целый день, я, тоже человек, как и всякий барин, хочу хорошенького понемножку...». Горький снабдил письмо комментарием: «Безграмотно, но довольно знаменательно. Горчишник находит, что театр ему действительно нужен... Что сей сон означает!».

1971 г.

Решением Всероссийского хорового общества музыкально-хоровая студия «Жаворонок» Дворца культуры Куйбышевского металлургического завода преобразована в музыкально-хоровую школу. Ее воспитанники получат навыки работы с хором, а по окончании — право держать экзамены в консерватории. Обучение детей в ней начинается с 6-8 лет.

1987 г.

На самодельном тракторе проехался перед удивленными односельчанами девятиклассник Марс Юсупов на народном гулянье, посвященном 250-летию их родного Старого Ермакова. Разводили руками старики, да головами качали: вот оно, младое поколение их старинного села — беспокойное, находчивое, талантливое. Людно и весело было на весеннем празднике: разносились по площади песни, что певали еще давние предки ермаковцев, шумела ярмарка, почивая сельчан горячими блинами и другими кушаньями.

1991 г.

До 12 тысяч человек, по приблизительным прикидкам, приняли участие в воскресном митинге на центральной площади Самары. Примерно одна тысяча из них прибыла на него организовано в колонне манифестантов, двигавшейся от областной библиотеки на улице Осипенко. Итак, митинг в защиту Б.Н. Ельцина начался. В защиту от кого? Разумеется — от КПСС, поскольку сегодня митинг без антипартийных лозунгов, все равно, что свадьба без «горько». «Боже храни БН от КП», как сказано было на одном из транспарантов. А ведь первыми были растерзаны в ежовских застенках как раз лучшие представители этой самой партии. Знают ли организаторы подобных акций, что творят? Какие инстинкты растормаживают?  Короче, довольно лукавить. Если снова мы оставляем паровозы на запасном пути, чтобы идти на баррикады, то тогда, безусловно ни референдумы, ни проекты Союзных договоров нам ни к чему. А вот без вождей тогда, действительно, не обойтись. И претенденты на эту роль, как видим, уже объявлены.
В.Неверова.

(Валентина Неверова погибла на пожаре в здании ГУВД Наша газета сообщила об этом12 февраля 1999 года: "Возгорание здания областного ГУВД произошло в среду вечером в одном из кабинетов на втором этаже.  Бытующая в народе версия о терракте пока что представляется маловероятной. Огонь  попал в перекрытие между стен и стал распространяться с небывалой для обычных пожаров скоростью - это бич зданий, построенных в 30-е годы: огонь уходит в простенки (такова "архитектура") и буквально пожирает здание изнутри, в то время как потушить его практически невозможно. Вскоре за вторым заполыхал и весь третий этаж. В десятом часу вечера, когда выгорели внутренние перегородки, здание стало рушиться - стены, этажи и крыша... На место трагедии прибыло 45 пожарных машин. Но утихомирить огненную стихию удалось лишь к утру. Известно, что в числе погибших редактор газеты "Право", бывший "коммунар" Валентина Неверова" - ред.).

1998 г.

 10 марта в Самарской филармонии вечер вокальной музыки давала солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Валерия Стенькина (сопрано). Серебряно-чистые голоса, подобные голосу Валерии, к сожалению, редкость для "гастрольной Самары". Но не только это было особенностью концерта, собравшего полный зал ценителей вокала. Дело в том, что В.Стенькина - наша землячка. Все выпускники СГАУ бережно хранят память о ее отце - профессоре, докторе технических наук, специалисте по авиационным двигателям Е.Д. Стенькине, семидесятилетие со дня рождения которого в эти дни отмечает аэрокосмический университет. Сама Валерия с отличием окончила красноглинскую музыкальную школу N 8, потом - Санкт-Петербургскую консерваторию. Как солистка Мариинки объездила с гастролями весь мир. Ее приглашают на заглавные партии ведущие оперные сцены Европы, Америки.

2000 г.

Уже несколько витрин в областном историко-краеведческом музее им. П.Алабина появились благодаря нам, жителям Самары. Напомним, что музей объявил о начале акции "Век XXI. Стоя на пороге", предложив всем нам стать дарителями вещей, которые, на наш взгляд, символизируют собой какие-то реалии ХХ века, будь то фотографии, бабушкин шерстяной платок, орфографический словарь 20-х годов или джинсы 70-х. В первой экспозиции - непременная вышивка крестом и "ришелье", столь любимые в послевоенные годы; ручные вязаные кружева; давние-предавние платья из маркизета и тюля; журналы мод 30-х годов, где есть даже статья "К истокам женского кокетства"; любимые духи наших мам "Красная Москва"...

Составил Сергей Голышков

Новости партнеров