16-24 февраля

1919 г.


Тов. Редактор, не откажите нам, рабочим типографии №5, ответить на упреки Зубкова, брошенные нам в №58 газеты «Коммуна». Он обвиняет рабочих в том, что они, пользуясь тем, что в типографии было дымно от испорченных печей, не хотели выпускать газету. Все это приснилось Зубкову. На самом же деле, когда в типографии настолько сгустился дым, что невозможно было дышать, рабочие говорили, что, если бы это случилось в старое время, они бы остановили работу. Но теперь, когда Советская Россия окружена врагами, несмотря на полную невозможность работать, они все же не захотели лишать Самару ее единственной газеты и взялись выпустить хотя бы две страницы. Для чего рабочие открыли двери, сорвали с окна заменяющую стекло бумагу и при страшном холоде выпустили газету. А в благодарность за это Зубков написал про нас обидную заметку.

***

Вчера нам пришлось беседовать с вернувшимся из Сибири членом Самарской рабочей конференции М. Орловым – рабочим Самарских главных автотракторных мастерских. Орлов был арестован «учредиловцами» в Самаре 3 июля. Перед приходом Советских войск, он был этапирован в Сибирь. Ему удалось бежать... Так он попал во Владивосток, где прожил больше месяца. Здесь он отыскал нелегальные партийные организации, снабдившие его документами на имя инвалида Н. Орлов отправился к воинскому начальнику, получил у него пропускное свидетельство, суточные и отправился в Курган, откуда до станции Аша-Башаевская добрался уже в поезде с белогвардейцами. …Орлов рассказал, что настроение владивостокских рабочих — боевое. Он работал во владивостокском порту грузчиком. Средний заработок портовых рабочих составляет 10-15 рублей в день. Продукты дешевы. Хлеб, например, там стоит 50 к. фунт, мясо 1 р. 20 к. фунт, рыба лучших сортов — 2 руб. фунт, сахар — 5 руб. фунт. Но в последнем все же ощущается недостаток. Мануфактура тоже довольно дешева. Другое дело в Западной Сибири. Продукты здесь в 3-4 раза дороже, чем во Владивостоке. Самовольный уход с предприятий преследуется согласно приказу Колчака. Жалование рабочим выдают 5 000 облигациями, за размен которых приходится платить в банках по 200-300 рублей. Спекуляция процветает. В нее ударились даже рабочие. К сожалению, т. Орлов почти ничего не смог сообщить нам о состоянии Сибирской промышленности, потому что в поезде ему приходилось говорить с пассажирами с особой осторожностью, т.к. шпионаж в Колчаковии — на должной высоте...

***

В №54 газ. «Коммуна» в отд. «Недостатки механизма» помещена заметка, гласящая, что в 50-м квартале талоны на получение галош распространялись не по классовой системе. Из показаний секретаря Комбеда и конторщицы Савич выяснилось, что квартал получил 81 талон, из них 39 распределены между гражданами 1-й категории, остальные можно было распределить между гражданами 2-й категории, среди которых недополучивших галоши оказалось 80 человек. Между ними и решено было распределить галоши путем жеребьевки.


1922 г.


20 февраля состоялось первое, торжественное заседание вновь избранного Горсовета. Тов. Антонов-Овсеенко, избранный в президиум предлагает избрать почетным членом президиума Самарского Совета т. Троцкого, с посылкой приветственной телеграммы, которую и оглашает. Предложение встречается громом аплодисментов, криками «ура» и «Интернационалом».
***
Что делают в «Театре Карла Маркса»? По понедельникам халтурят — дают «Шпанскую мушку». Один подзаголовок чего стоит : «Обалдеть можно!». Ну как не пойти? Публики была туча. Обещано было «море смеха», оказался - океан глупости, самой махровой, высококвалифицированной. И публика с восторгом плавала в этом океане. Талантливый Мацкий делал уморительные «рожи», а Шебуева били в каждом акте и спускали со всех лестниц. Любопытно воздействие подобных «зоологических» пьес на публику. Часть ее начинает чувствовать себя, как дома: только притухал свет в зале, как с разных мест слышалось кукарекание, хрюкание, «собачий лай и конский топ».

***

Тов. Редактор, в №50 Вашей газеты помещена заметка,наносящая оскорбление нам, артистам, обвиняющая нас в саботаже. На самом деле мы ехали к вам, но не доехали, так как не знали дороги, к тому же лошади вывалили нас из саней.
Секция артистов.


1921 г.


Мысль об уничтожении Самарской «Сухаревки» существовала давно. Истинные представители трудящихся неоднократно высказывались на недопустимость существования рынка, польза от которого одним только спекулянтам. Также указывалось на развращающееся влияние рынка на население города. Решено было закрыть его в субботу, так как в воскресенье на рынке могло оказаться много случайной публики. Квитанций об отобрании продуктов выдавать фактически не пришлось: большинство спекулянтов, побросав свои товары, разбежались. Конечно, пострадал кое-кто и из случайной публики, но избежать таких явлений не представляется возможным.


1925 г.

1918 год. Летний день. В село Большие Глушицы ворвались чехословаки, окружили сельский сход. Но многие мужики прорвали кольцо штыков и как на пожар забили в колокола тревогу. Белогвардейцы открыли стрельбу по церкви. На выстрелы из деревни Вязовки прискакал эскадрон чапаевцев. Крестьяне обрадовались и схватив, кто вилы, кто кол, двинулись на чехословаков. От мужчин не отставали и женщины, а ребятишки забросали врагов булыжниками... Белогвардейцы были разбиты.
***
Когда посмотришь, какими же книгами мы пичкаем детей, берет сомнение, создадим ли мы новых людей с правильным мировоззрением. Киоск Губиздата (около почты) продает книжечку Мамина-Сибиряка «Земля не принимает», содержания самого поповского. Да и в школе иногда дают детям книги с вредным содержанием — о царях, ведьмах и колдунах, а на базаре у букинистов можно найти какую угодно старую книгу с самым контр-революционным содержанием. Пока не поздно, надо уничтожать яд, отравляющий наших детей!

1937 г.

Швейная фабрика №1 длительное время находилась в прорыве — на фабрике орудовал враг. Управляющий Швейтрестом Гулько пригрел в аппарате треста троцкистов Аксельрода и Евстигнеева. Коммунисты треста сигнализировали об этом в горком, но на их сигналы не реагировали, может потому, что Гулько является членом горкома.

1938 г.

Последыши троцкистско-бухаринских бандитов, пробравшиеся в некоторые отделы Куйбышевского горкома партии, пользуясь клеветой, отводили удары от себя. Они пускали в ход против честных коммунистов клевету и провокацию и добивались исключения последних из ВКП(б). так был исключен из партии директор Мединститута Климовицкий и ряд других товарищей. Многим известна физиономия карьериста Дайчера, который буквально затравил многих коммунистов. В связи с решением январского Пленума ЦК клеветник быстро перестроился и снова «строчит материал». Но теперь он уже ищет «клеветников». Сейчас городская парторганизация принимает меры к устранению допущенных ошибок...


1965 г.

В Москве открылась выставка «Советская Россия». Успешно выступают на ней наши земляки — куйбышевские художники. В одном из залов — знакомая картина: первая весна нового района города... Светлые здания, по улице идет народ, движутся автобусы, и во всем — радость нового, свежесть весны. А на переднем плане из теплой коричневой земли тянутся к солнцу тонкие деревья, посаженные руками юных. Это полотно «В новом районе» (1964г.) Спартака Петровича Горинова, председателя Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР. Проходим еще несколько залов и встречаемся с еще одной картиной куйбышевца, картиной Е.Д. Гороховых «В новом районе» (1963 г.). в ней главное внимание зрителей сосредоточено на психологии, характерах простых советских людей, строителей городов. Художнику удалось проследить индивидуальные черты рабочих-асфальтировщиков, показать под внешней грубоватостью женщин-работниц мечтательность и нежность... А в разделе графики экспонируются листы двух наших авторов М.Н. Бедных и Г.Г. Кикина. Всего на выставке «Советская Россия участвуют 9 куйбышевских художников, представивших 12 работ.
А. Басс.
Спец.корр. «Волжской коммуны».

1967 г.

Наш город часто называют студенческим. Восемь институтов готовят специалистов по самым различным отраслям знаний. В их стенах занимаются сейчас 63 тысячи студентов. А в ближайшие годы вузовская семья пополнится еще одним крупнейшим учебным заведением — Куйбышевским университетом. Решение о его создании принято недавно правительством. Университетский городок будет сооружаться в Октябрьском районе, напротив центрального парка культуры и отдыха, невдалеке от оврага Подпольщиков. На территории в 50 гектаров разместятся учебно-лабораторные корпуса, вычислительный центр, биологическая станция, библиотека, Дом культуры, общежитие на 6 тысяч мест, жилые дома для преподавателей.


1969 г.

Первенство Советского Союза по шахматам, проводившееся по швейцарской системе в прошлом году, дало сразу двух чемпионов — Льва Полугаевского и Михаила Таля, разделивших первое и второе место. Но вот финишировал и алма-атинский турнир (на этот раз он проводился по обычной схеме), а вопрос о чемпионе страны опять не решен. Как и раньше победителей опять двое. Только теперь рядом с Л. Полугаевским оказался гроссмейстер из Владивостока А. Зайцев. Но на сей раз федерация шахмат СССР твердо решила покончить с неопределенностью и провести матч между Л. Полугаевским и А Зайцевым.


1993 г.



Я не критик. Я читатель. Живу в деревне, пасу овец. Но, познакомившись с новой книгой стихов Евгения Чепурных «Картонное копье», решил высказать свое мнение. Возможно, кому-то будет интересно. Имя Евгения Чепурных на литературном небосклоне появилось пятнадцать лет назад. Тогда в журнале «Юность» была напечатана подборка его стихов, а в конце года за этот цикл Чепурных стал лауреатом «Юности». За эти годы Е. Чепурных выпустил не одну книгу стихов. «Картонное копье» - пятая. Его книги не стоят на книжных полках. Они не пылятся. Их читают. И «Картонное копье» - одна из тех книг (а она, на сегодняшний день — вершина творчества поэта), которые хочется подольше не убирать со стола. (Об Евгении Чепурных и его знакомстве с Булатом Окуджавой наша газета рассказала в статье "Мело, мело по всей земле...",).

***

Александровский историко-краеведческий музей, что в Кинель-Черкасском районе, созданный самими сельчанами пять лет назад, знаменит тем, что расположен он в родовом гнезде «Под старыми липами» графов Толстых. Именно здесь, в этой усадьбе жили родители, воспитавшие всемирно известного писателя Алексея Толстого. Семья Толстых, ведущая свою родословную примерно с XII века, дала миру гениальных писателей и политических деятелей. Кстати, мать Алексея происходит из рода Тургеневых. И все это нашло отражение в экспонатах, собранных сельчанами и переданными родственниками Толстых.


1999 г.

Директор художественного музея Анетта Яковлевна Басс вернулась в Самару из Швейцарии, где она присутствовала на открытии выставки, посвященной русскому авангарду. Выставку организовали в Цюрихе, в помещении музея «Кунстхауз». Россияне привезли в цюрихский музей работы русских авангардистов – Шагала, Малевича, Кандинского... Возвращаясь из Швейцарии, Анетта Басс задержалась в Москве, чтобы принять участие в церемонии награждения победителей конкурса «Окно в Россию», организованного газетой «Культура». Самарский художественный музей был признан вторым среди 60 музеев, заявлявшихся на конкурс. От газеты «Культура» ему достался диплом лауреата.

2000 г.

В Российской империи было не так много губерний, где накануне отмены крепостного права в 1861 году разгорелась яростная борьба с крепостниками и где действовали яркие и сильные личности убежденных сторонников освобождения крестьян. Одной из таких губерний была Самарская. И ей определенно повезло. Ибо во главе ее стоял К.К. Грот, который был не только признан виднейшим реформатором-практиком среди равных ему по рангу начальников губерний, но и с полным основанием причислялся к кругу лиц, определявших основную идею реформы и приближавших ее исполнение. При этом он был непреклонным и жестким сторонником порядка, но порядка нового, опиравшегося не на деспотический каприз местного сатрапа, а на рациональную, незамутненную мздоимством службу...


Составил Сергей ГОЛЫШКОВ

Новости партнеров