От редакции: мы не случайно поместили здесь подборку материалов по истории нашей газеты. Эта подача — своеобразный анонс публикации нового цикла материалов, основанного на книге, посвященной столетию нашей газеты - «Век «ВК», в преддверии 110-летнего юбилея.
В марте 1917 года в Самаре начала легально издаваться газета «Приволжская правда». Главным редактором «Приволжской правды» был Алексей Христофорович Митрофанов – видный партийный функционер и едва ли не первый биограф Ленина. «Алексей Христофорович многое делал для привлечения в редакцию талантливых людей, и с осени 1917 года на страницах «Приволжской правды» появились первые публикации начинающего журналиста и будущего писателя Николая Кочкурова. Митрофанов любил его по-отечески, умело направлял его талант…», - писал позже один из наших редакторов, К. И. Шестаков…
Начало журналистской деятельности писателя Артема Веселого связано с самарской газетой «Приволжская правда» (предшественницей «Волжской коммуны). В газете за 13 сентября 1917 года в разделе «Почтовый ящик» среди ответов редакции своим читателям – следующие строки: «Самара. Н. Кочкурову. Стихотворение «Просьба узника» не пойдет. Сила стиха не в величине и не в громких словах, а в прочувствованных образах. А рассказ ваш «Деревенские впечатления» пойдет». Этот ответ Н. Кочкурову (А. Веселому) принадлежат редактору газеты А. Х. Митрофанову. Это слово «пойдет» стало решающим в выборе жизненного пути будущего самобытного писателя. Затем в газете стали систематически печататься очерки, статьи, рассказы Николая Кочкурова - Артема Веселого. Легкая рука оказалась у А. Х. Митрофанова - столяра по профессии, необыкновенного и удивительного человека, сыгравшего в судьбе писателя большую роль. (Подробнее читайте ЗДЕСЬ - ред).
В декабре 1918 года вышел в свет первый номер «Коммуны». Газета стала продолжением периодических изданий, выпускающихся Самарской партийной организацией в предшествующие годы. До конца года вышло 20 номеров «Коммуны».
В газетных строках оживают большие и малые события тех дней. Шла гражданская война. О ней сообщала одна из основных рубрик газеты - «На красном фронте». С другой стороны, газета поддержала ходатайство губоно перед центром о строительстве в Самаре университета. И снова суровая эпоха напоминает о себе в корреспонденции с заседания городского Совета, на котором стоял вопрос о помощи Советской республике хлебом, так как урожай 1918 года в Самарской губернии был сравнительно хорош.
Но хозяева новой жизни жили не только повседневными неотложными заботами. В газете со своими стихами выступили В. В. Куйбышев и М. П. Герасимов, большевики, которым напряженная организаторская и
политическая деятельность, казалось бы, не оставляла времени для поэзии… Интересен и раздел объявлений. Он тоже хранит приметы и подробности эпохи: публикуются извещения о митингах и докладах, о мероприятиях действующего пока клуба анархистов, о постановках в городском театре пьес Островского и Грибоедова, об утерянных документах, продовольственных и мануфактурных карточках, иногда с наивной просьбой к «товарищу-вору» вернуть хотя бы ненужные ему документы…
Соредактором «Приволжской правды» был и Валериан Куйбышев. Он привел в газету своего соратника Михаила Герасимова…
Михаил Прокопьевич Герасимов - наш земляк и французский «легионер», бродяга и поэт. Причем не «революционный», по случаю, а настоящий. Высоко ценили его стихи Валерий Брюсов и Илья Эренбург. С последним Герасимов познакомился в эмиграции в Париже, куда судьба занесла его после событий 1905-1907 годов. Илья Эренбург печатал стихи Герасимова в альманахе «Вечера», издававшемся во Франции, а позже рассказал о самарском
поэте в одной из самых значительных своих книг - «Люди, годы, жизнь». (Подробнее читайте ЗДЕСЬ - ред)
***
…«Приволжская правда» стала именоваться «Коммуной». 1 октября 1921 года Президиум Самарского губкома РКП(б) направил Михаила Степановича Досова в редакционную заместителем редактора, а фактически – редактором. Выбор пал на Михаила Степановича не случайно. В те годы он совмещал работу в государственных органах с литературной деятельностью. Посещал литературный кружок «Слово», учился у своего друга - писателя Неверова, активно, в бытность свою в Самаре, сотрудничавшего с газетой…
Наиболее крупные произведения Александра Сергеевича Неверова - «Гуси-лебеди», «Ташкент - город хлебный», «Бабы», «Марья-большевичка», «Андрон Непутевый». В Литературной энциклопедии (изд. 1934 г.) написано, что марксистская критика занималась Неверовым «мало и бегло».
***
Николай Иванович Страхов - один из наших редакторов «плотно» занимался Неверовым. Он - автор исследований о творчестве Неверова. В истории «ВК» Страхов - целая эпоха. Те традиции газеты, во многом благодаря которым издание пережило многие перемены, не потеряв лица и читателей, сложились именно во времена Страхова. С легкой руки Николая Ивановича появились «Литературные пятницы» «Волжской коммуны». В редакции собирались молодые литераторы, студенты, газетчики, читали свои стихи, рассказы, спорили, дискутировали. На стол редактора попадали произведения, получившие одобрение. А оттуда - частенько в набор.
Литературные «посиделки» «ВК» не только помогали начинающим писателям и поэтам постичь азы ремесла, но и готовили новые кадры журналистов, заставляли уже работающих в газете внимательнее относиться к слову. В начале 60-х именно с подачи Страхова при «ВК» создается школа рабкоров… Вот так и замкнулся круг журналистского «всеобуча»: писатель-рабкор-газета в Куйбышеве. И по этому кругу прошли многие наши «акулы пера» (в хорошем смысле, разумеется), ставшие высокими профессионалами.
80 лет тому назад на основании постановления крайкома ВКП(б) от 6 декабря 1929 года газета «Средневолжская коммуна» была переименована в «Волжскую коммуну». Редактором, при котором газета последний раз изменила свое название, был Филипп Ксенофонтов. (Подробнее читайте ЗДЕСЬ - ред)