10 сентября

1929 г.

В местном отделении Совкино, в комнатке в два метра устроена фото-кинолаборатория. Областной отдел труда признал, что в таких условиях работать невозможно и предложил лабораторию закрыть. Пытался и местком запретить работу в этой «аховой» лаборатории, но она функционирует до сих пор.
***
В Самарских главных мастерских нет правильного учета материалов. Например для изготовления 13 платформ было выписано 220 килограммов гвоздей, тогда как нужно было 22 килограмма. Куда делись гвозди?

1934 г.

1 сентября главное внимание в ставропольской районной газете «Большевистская трибуна» было уделено колхозу «Маяк революции». Газета поместила рапорт председателя колхоза Журавлева об окончании колхозом косовицы и выполнении плана зернопоставок, занесла колхоз на красную доску, отметила эту победу в передовичке и поместила приветствие колхозу от райкома партии. Получив поздравления от газеты, председатель колхоза Журавлев и председатель сельсовета Ионов расчувствовались и на радостях — как сообщила сама же газета 6 сентября - «перепились до того, что уже не смогли управлять лошадью, которая привезла их из Морквашей в Отважное прямо к правлению колхоза, демонстрируя всему селу «героев уборки», лежащих без чувств в телеге...». Оказалось, что райком партии и газета поторопились с поздравлениями: ведь на второй день после этого они смогли узнать из сводки, опубликованной в своей же газете, что колхоз «Маяк революции» выполнил план косовицы на 67, а хлебопоставок — на 75 процентов. Воздержитесь, товарищи ставропольцы, от преждевременных восторгов, ведь вы находитесь, как и месяц назад на предпоследнем месте в крае.

1936 г.

В Башкирии среди материалов ученой архивной комиссии, присланной из Куйбышева, обнаружена интересная переписка... 2 января 1774 года Вольтер писал Екатерине II о Пугачевском восстании: «Письмо, коим ваше императорское величество изволили меня удостоить, мысленно перенесло меня в Оренбург и познакомило с Пугачевым... Я думал, что оренбургская провинция наиприятнейшая страна в Вашей империи, что  там об одних токмо забавах пекутся, но вместо того, оказывается, что сия страна варварская, наполненная бродягами и злодеями»...
В письме от 9 августа 1774 года он сетует на невнимание императрицы:
«За вас ссорился я со всеми турками и даже с г-н маркизом Пугачевым. В награду же за все вы меня забываете»
Екатерина ответила ему:
«Маркиз Пугачев наделал мне в нынешнем году множество хлопот. Я принуждена была 6 недель этим делом заниматься, а вы несмотря и на то меня браните...».
Вольтер высказывает свое мнение, как поступить с Пугачевым:
«И так ему, Пугачеву, сказал бы я с осторожностью: Г-н маркиз, я думаю, что ваше дело тем кончится, что вас повесят, а вы того и стоите...».
22 октября 1974 г. Екатерина отвечает:
«Охотно удовольствую ваше любопытство о рассуждении Пугачева, это мне тем легче сделать, потому что он с месяц назад пойман, или лучше сказать. Был выдан своими сообщниками».

1937 г.

В северных районах области — Клявлинском и Челновершинском — появились первые признаки осени. В ряде мест на поверхности почвы уже были первые заморозки. В Челновершинском районе начался отлет журавлей.

1950 г.

Крупнейшей вехой на пути к коммунизму станет сооружение Куйбышевской гидроэлектростанции на Волге, которое знаменует собой новый небывалый подъем народного хозяйства, культуры и благосостояния советского народа... С каждым днем усиливается жилищное строительство социалистического городка, портового городка и рабочих поселков строителей Куйбышевского гидроузла. В портовом городке построены первые пять стандартных домов, в которые вселились изыскатели. Закладывается фундамент еще двух домов.

1954 г.


Это было несколько лет назад. Стояли жгучие декабрьские морозы. Небольшой коллектив созданного Новодевического спецлеспромхоза вышел на берег Волги. Директор леспромхоза, обращаясь к рабочим, сказал: «Видите огромную стену леса на левом берегу? Там мы будем работать. Нам предстоит в предельно сжатые сроки вырезать этот лес, очистить площадь свыше трех тысяч квадратных километров под ложе будущего «Куйбышевского моря»... Люди прониклись чувством ответственности за порученное дело, дружно закипела работа и преобразился весь берег Волги. Его теперь не узнать. Далеко простирается площадь огромного луга. В различных концах горят костры. Это лесорубы сжигают сучья. Работы по очистке дна «Куйбышевского моря» в этом районе подходят к концу.

1986 г.
 

Ехали в Клявлино. Где-то неподалеку от Камышлы наехали на строительство высоковольтной линии. Где столбы ставят — большие бетонные опоры, где провода натягивают с гирляндами изоляторов. И возле каждого столба — поляна загубленного леса. Стоят, белея живой древесиной, наполовину ободранные бульдозером, подъемным краном березы... Вот и Клявлино. На улицах села тихо. Около двухэтажных кирпичных домов огороды. Помидоры растут, огурцы на высоких навозных грядках. Каждый куст обихожен, подвязан к колышку — расти стебелек, не ломайся. «А березы, значит, можно ломать, - с грустью подумал я, - на них помидоры не растут».
 

1999 г.
 

В этом году малотолкайский элеватор хорошо подготовился к приему нового урожая. Изыскав значительные средства на ремонт оборудования, в частности транспортерного хозяйства, подъемников и другой техники, коллектив элеватора рассчитывал ежесуточно обеспечить прием 4-5 тысяч тонн зерна. Но такое количество хлеба с трудом удалось засыпать только в первые две декады августа. Несмотря на объявленную в печати новую закупочную цену, сельхозпроизводители ждут еще большего повышения, хотя и рискуют потерять часть урожая на своих токах и складах...
Составил Сергей Голышков

Новости партнеров