4-11 ноября

1932 г.


Часы на Доме Красной Армии показывали пятнадцать минут пятого. Площадь Парижских  коммунаров еще тиха. Но в это время по улице Фрунзе подходят партизаны... Постепенно оживает площадь ветер чуть колышит брезент, закрывающий памятник. По ступеням на пьедестал поднимается тов. Полбицын:
-От имени крайисполкома и крайкома партии памятник Чапаеву и митинг считаю открытым...
Салют. Медленно спадает брезент и прожектора заливают бронзу памятника... Памятник В.И. Чапаеву — открыт.


1934 г.


4 октября 1934 года Александр Михайлович Тарасов выехал в Москву. Заметно было, что этот скромный молодой человек слишком ревностно относится к своему багажу. В течении более чем полутора суток он ни разу не выходил из вагона и не пил поэтому традиционного чая. В Москве он даже не сдал багаж в камеру хранения, заявив, что нет такой суммы, которая была бы эквивалентна его багажу.
Из существующих 35-40 типов дизель-моторов лишь 3-4 фирмы имеют свою собственную топливоподающую аппаратуру. Немец Бош уже второе десятилетие держит здесь пальму первенства, диктуя миру свои условия. Когда немецкому представителю фирмы в Москве, специалисту герр Закс сказали, что в Самаре освоили дизель-моторную аппаратуру, он этому не поверил. Он просил показать ему самарского чудака с его насосом. А когда в управление автотракторной промышленности приехал тов. Тарасов и извлек из своего багажа чистенький алюминиевый насос и блестяще изготовленная форсунку, Герр Закс изумился: «Сами сделали?» и поздравил коллегу. Начальник управления т. Дыбец сказал: «Молодцы ребята, вот вам 200 тысяч рублей на четвертый квартал. Продолжайте».
***
В среду, 24 октября, приблизительно в часа в четыре дня, я сидел дома и делал уроки, когда в комнату вбежал мой запыхавшийся брат.
-Идем скорее, там спускается самолет «Волжская коммуна» и меня послали за тобой, - сказал он мне, немного отдышавшись. Наскоро переодевшись, я в сопровождении брата, пошел к школе. Дорогой я узнал от него, что самолет ссадил двоих людей и улетел куда-то, но обязательно вернется, чтобы покатать ударников учебы. Я ему не поверил и подумал что все это он сам выдумал и убедился, что все так на самом деле только тогда, когда зав. школой тов. Романов подтвердил мне слова брата. Около школы уже толпилось много учеников. Построившись в колонну, мы двинулись к концу села, где ожидалась посадка самолета. Мы ждали его минут двадцать. Но эти двадцать минут показались мне очень долгими, примешивалась и тревожная мысль: «Вдруг да с самолетом что-нибудь случится». Но вот кто-то востроглазый заметил точку на горизонте. Затем точка превратилась в галке, а галка — в стальную птицу. Аэроплан пошел на посадку. Я никогда так близко не видел так близко настоящий самолет. Мы с товарищем уверенным шагом двинулись к машине, уверенно зашли в кабину, как в комнату. Мотор зашумел и мы плавно поднялись в воздухе. Как было приятно от сознания того, что ты висишь в воздухе. Я посмотрел вниз, перед моими глазами было все село, леса и поля, его окружающие. Аэроплан пошел на посадку. Он спокойно спустился и мы сошли с него. На него села новая партия, и он вновь взмыл в воздух. Когда я вырасту, я непременно стану летчиком.
Н.Кононенко,
ученик сосновской сельской школы.


1936 г.


В «Волжской коммуне» была помещена фотография бюста А.С. Пушкина — работ неизвестного скульптора. Недавно мы получили письма от М.И. Казаковой и В.П. Арапова, в которых они сообщают, что им известно имя скульптора. Бюст Пушкина на балконе Пушкинского дома, ныне клуба им. 1905 г., сделан по оригиналу художника Вадима Николаевича Рейтлингера. Другой такой же бюст стоял на спортивной площадке, рядом с городским театром. В.Н. Рейтлингер — самарский уроженец, врос в чиновничьей среде. По окончании реального училища, он, поступил в Петербургский лесной институт, но, увлекшись искусством, уехал в Париж, где несколько лет учился в частной школе ваяния. Бюст Пушкина был выполнен скульптором по возвращении из Парижа, при участии художника Воронова.
***
Недавно в нашу гостиницу «Гранд-Отель» прибыли иностранные туристы-американцы. Швейцар С.Х. Халиулин помог им внести вещи в номер. Американцы предложили ему «на чай» 20 рублей, Халиулин отказался. Он сказал:
-Благодарю вас, но я в подачках не нуждаюсь...
Туристы были ошеломлены. Они не привыкли, чтобы люди отказывались от денег.


1941 г.


Вечером, 6 ноября, люди густой толпой вышли на ярко освещенные улицы. На площадях, на стенах домов много плакатов и все они говорят о войне, о беспощадной борьбе с гитлеровской Германией. Давно уже Куйбышев перестал быть тылом. Каждый из нас работает для фронта. Но в этот вечер все мы, заполнившие улицы Куйбышева, особенно много думали о Москве. Мысленно мы были с теми, кто доблестно дерется на подступах к сердцу России. Мы были с теми, кто очищает небо Москвы от фашистских налетчиков, кто роет противотанковые рвы. А на следующий день Куйбышев демонстрировал свою волю к победе, свою твердую решимость бороться до конца. Стройными четкими рядами, в ладной, зимней одежде шли красноармейцы. На холодном ноябрьском солнце блестели штыки — русские штыки, которых так боятся фашистские людоеды.
***
В морозное, хмурое утро 7 ноября солнце чуть проглядывало из-за густой облачности. На площади имени Куйбышева в г. Куйбышеве выстроились войска. На трибуну поднялись руководители партии и правительства тт. Калинин, Андреев, Шверник, Вышинский и другие. В форме своих стран пришли военные атташе, а также послы дружеских и нейтральных держав, и заняли дипломатическую трибуну. Ведущие московские писатели Вс. Иванов, В. Катаев, Виктор Гусев и другие стали у микрофона, чтобы поведать стране и миру живым радиословом о том, как город Куйбышев празднует XXIV Октябрь. С трибун, как и в Москве, перед началом парада, все смотрели вправо, откуда, бывало, из Спасских ворот Кремля на своем любимом коне появлялся Клим Ворошилов. И так же, как и в Москве, справа выехал Маршал Советского Союза Ворошилов. Сорок артиллерийских залпов заключили речь маршала, фанфаристы возвестили о начале военного парада и всколыхнулось зеленое море касок, будто выйдя из берегов. Начался железный поток красноармейцев с автоматами, винтовками и не было ему конца. Как только площадь опустела, музыка сменила темп и послышался нарастающий рокот приближавшихся  тачанок, воспетых советским народом. За лихими тачанками последовала моторизированная пехота. Танкетки, тягачи с орудиями, минометы, зенитки, танки, бронемашины — все побывало тут, на площади. Военный парад закончился, тов. Ворошилов спустился вниз к дипломатической трибуне и пожал руку каждому из представителей дружественных и нейтральных держав. Начался парад советского народа — трудящихся города Куйбышева. «Фронт и тыл едины», - говорили плакаты. Народ шел уверенным шагом, приветствуя свое правительство.


1961 г.


Величественному Дворцу культуры, чем-то отдаленно напоминающему Московский Большой театр, всего несколько дней от роду. Он возвышается в самом центре Кировского района. В канун октябрьских праздников новый Дворец впервые открыл свои двери. Чудесный дворец. Просторное главное фойе. Сверкают зеркальные колонны,  люстры оригинальной формы, два больших панно — рассказ о том, как росли и крепли у советского человека могучие крылья, вознесшие его в высоты космоса. Все люстры, бра и светильники изготовил по специальному заказу Дворца электроцех художественной арматуры Московского железобетонного завода №23. по специальным заказам изготовлена и мебель. Ее прислали в Куйбышев предприятия Литвы и Чувашии. Уютный театральный зал на девятьсот мест. Все убранство выдержано в золотистых тонах. Со сцены нового Дворца будут выступать перед кировчанами театры и эстрадные коллективы, приезжающие в наш город на гастроли, и заводские артисты. Есть еще во Дворце и конференц-зал. В нем будут заниматься университеты культуры и здоровья. Третий зал — спортивный. Зал освещен лампами дневного света. В отличие от всех спортивных залов области, в этом есть трибуна для болельщиков на триста мест... И как не вспомнить сейчас, глядя на этот прекрасный Дворец, слова из Программы Коммунистической партии Советского Союза: «...Партия будет неустанно заботиться о расцвете культуры, об эстетическом воспитании, формировании в народе художественных вкусов и культурных навыков».


1970 г.


На днях в городе Куйбышеве открылся новый крытый Центральный рынок в Самарском районе. Здесь созданы все удобства для продавцов и покупателей...


1985 г.


На состоявшемся недавно в областном центре выездном заседании Госстроя РСФСР, утвержден генеральный план развития Куйбышева на период до 2000 года. Принципиально новой чертой генплана станет радиальный, в отличии от господствующего продольного. Четыре века Самара «расползалась» вдоль берегов Волги и Самарки. Сейчас максимальная протяженность города спорит со многими европейскими столицами, достигая 20-25 километров. А хорошо ли это? Правда, сооружение метрополитена — еще одной определяющей черты нового генплана — поможет сократить эти расстояния. Проектанты предлагают компактный характер застройки. Ограничит дальнейшее «расползание» города и рост числа зданий высотой от 12 до 20 этажей. Они будут располагаться на некоторых проспектах и площадях. Эти здания украсят город и придадут его силуэту «остроту».


1998 г.


 Две недели назад из Франции в Тольятти возвратился театр "Колесо". 26 октября вместе с Самарским фондом развития искусств и культуры (театр "Понедельник") давал в ОДО "Сирену и Викторию". Зал был полон.  на последний спектакль пришел бывший мэр Петербурга Собчак.  Плакал от смеха, кричал громче всех "браво!". Посмотрел спектакль  Петр Петрович Шереметьев. Он занимается бизнесом и частной консерваторией. Консерватория носит имя Рахманинова. Прямо против Эйфелевой башни стоит. Через Сену. Приходил знаменитый французский драматург Жан-Пьер Жирарду.
***
В этом году - по сравнению с предыдущими - впервые увеличилась рождаемость. В Самарской области на свет появилось на 300 малышей больше. Причины? Возможно, укрепление семьи. Например, на каждую тысячу зарегистрированных браков сейчас приходится 640 разводов, а в прошлом году было 712. В любом случае факт отрадный.
***
Особняку Клодтов - 100 лет. Самарцы зовут это колоритное здание "теремком". Его автор - архитектор Щербачев, много строивший в Самаре. Особняк на Дворянской (ныне Куйбышевская) архитектору заказали купцы второй гильдии братья Клодты - немцы по происхождению. После семнадцатого в особняке квартировал один из организаторов революционного военно-морского флота Павел Дыбенко. Позже "теремок" превратили в коммуналку. Затем здесь были детский сад, художественная школа. В девяностом муниципалитет приступил к реставрации особняка. Щербачев строил "теремок" восемь месяцев, восстанавливали его восемь лет. Работы вели как российские, так и финские реставраторы..  Сегодня "теремок" выглядит практически так же, как век назад.   Вот уже три года как в особняке прописан единственный в своем роде музей " Детская картинная галерея". Юбилей своего дома музей отмечает, как и положено музею, новой экспозицией:  "Судьбы старой Самары "...

Составил Сергей ГОЛЫШКОВ

Новости партнеров