Новый взгляд на инженера: в регионе успешно апробирован новейший образовательный проект

novye_formaty_obuchenia_1.jpg

Фото: предоставлено Пресс-службой Самарского университета

В последние два года в подготовке инженерных кадров произошла настоящая революция. В ведущих вузах страны появились передовые инженерные школы — образовательные структуры нового типа. В Самаре одна из них открылась на базе Самарского национального университета им. Королева. Передовая инженерная аэрокосмическая школа "Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники", сокращенно — ПИАШ - готовит востребованных специалистов для аэрокосмической отрасли. В канун уходящего года в школе подвели первые итоги работы.


Встряхнули "классику"

Федеральный проект "Передовые инженерные школы" разработан Минобрнауки России в качестве стратегической инициативы и является частью государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации". Цель проекта - обеспечение важнейших секторов экономики высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости страны.

Российскими вузами было подано более 80 заявок. В июне 2022 года Самарский университет прошел конкурсный отбор и завоевал право стать одним из 30-ти участников федерального образовательного проекта.
Сегодня деятельность ПИАШ охватывает такие направления, как авиационная и ракетно-космическая техника, двигателестроение, искусственный интеллект и цифровые технологии, передовые производственные, цифровые технологии.

Ожидаемыми результатами работы школы до 2030 года должны стать не менее 15 новых образовательных программ, более 1,3 тыс. выпускников ПИАШ, трудоустроенных на предприятиях аэрокосмической отрасли, более 15 новых, современных образовательных пространств, два опытно-экспериментальных производства. Но уже сегодня можно смело утверждать, что эти показатели будут превышены.

За год существования Школа смогла не только объединить талантливых и амбициозных студентов и их наставников, но и заявить о себе в качестве передовой площадки по подготовке инженеров новой формации, владеющих наукоемкими и мультидисциплинарными технологиями.

До недавнего времени университет давал классическое инженерное образование. Поэтому, создатели школы, понимали, что им предстоит запустить принципиально новую модель организации учебного процесса.

- Компетенции и традиции в области инженерии в аэрокосмической сфере в нашем вузе очень сильны, - рассказывает заместитель ректора Самарского университета, директор ПИАШ Иван Ткаченко. Между тем мы наблюдаем огромное число трендов в современном техническом и инженерном образовании. Появилась необходимость встряхнуть и по новому посмотреть на классическое инженерное образование в этой сфере, тем более, что оно показывает бурный рост и в нашей стране, и за рубежом, поэтому необходимость созрела и мы начали этим заниматься.

Индустриальный пул

Самара продолжает удерживать статус космической столицы России.- Мировая аэрокосмическая промышленность двигается семимильными шагами. И в Самарской области есть все возможности для ее развития, - отмечает Ткаченко.

О развитии отрасли в регионе свидетельствует и постоянный запрос на молодых специалистов со стороны крупнейших компаний.

- Очень нужны люди самых разных профессий, это инженеры, конструкторы, рабочие. И ребята сюда идут, потому что это замечательное занятие – создавать ракеты, космические аппараты, авиационную технику и штурмовать небо и космос, - говорил во время посещения РКЦ "Прогресс" губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
Связь науки и производства наряду с успешно работающим НОЦ "Инженерия будущего" и другими образовательными центрами региона призвана обеспечить и передовая инженерная школа. Тем более, что партнёрство вузов с высокотехнологическими компаниями является обязательным для участников федерального проекта.

ПИАШ работает в тесном взаимодействии с главными заказчиками кадров - ведущими предприятиями региона и конструкторскими бюро на условиях софинансирования. Это АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" (входит в госкорпорацию "Роскосмос"), ПАО "ОДК-Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, госкорпорация "Ростех"), АО "ОДК", АО "Авиакор - авиационный завод".

По мере развития школы растет и число индустриальных партнеров. По словам Ивана Ткаченко, в Совет школы входят предприятия, которые не заключили соглашения о партнерстве и не участвуют в софинансировании, но также нуждаются в выпускниках-инженерах и заинтересованы в результатах научных исследований, проводимых школой. Он заверил, что их интересы также будут учтены при формировании образовательных программ и научно-исследовательской повестки.

Кроме того, за ходом реализации проекта внимательно наблюдают и другие крупные игроки индустриального рынка, например такие, как Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". С компанией ведутся переговоры о вхождении в число партнеров школы, тем более что выпускники университета давно востребованы на предприятиях Госкорпорации.

С корабля на бал

В передовой инженерной школе готовятся кадры под конкретные запросы работодателей. Выпускников ждут и это, по словам Ивана Ткаченко, именно то, на что нацелена программа. Когда федеральный проект по созданию школы стартовал, его главной идеей стала необходимость переломить ситуацию, когда выпускник, приходя на работу, слышал стандартное: "Забудьте все, чему учили в вузе, мы будем вас переучивать". Сокращение срока адаптации, а в идеале его обнуление — принцип в основе работы всех передовых инженерных школ. Подлинно проектное обучение и включение предприятий в образовательный процесс руководитель ПИАШ считает важнейшими условиями для достижения этой цели.

Современные требования к молодым инженерам гораздо шире, чем 5-10 лет назад. По мнению работодателей, идеальный выпускник инженерного профиля - суперспециалист экстракласса. Он умеет что-то делать руками, проектирует, программирует и сам может изготовить: паяет платы и делает контроллеры, а затем эксплуатировать то, что сделал. Но кроме комплекса компетенций, не менее важен фактор личности и системное мышление.

- Мы рассчитываем, что выпускники школы смогут "покрывать" весь жизненный цикл изделия. Они должны уметь работать не только на этапе проектирования и разработки, но и сопровождать производственный процесс, изготовление, эксплуатацию, постобслуживание, - подчеркивает директор ПИАШ.

Что касается "айтишного" компонента, Школа создавалась на базе трех институтов — авиационной и ракетно-космической техники, двигателей и энергетических установок и института информатики и кибернетики. Поэтому этот вид компетенций внедряется во все образовательные программы. Классический пример — образовательная программа "Искусственный интеллект в двигателестроении".

К цифре

Важнейшая составляющая передовой инженерной школы — цифровые заводы.

По словам Ивана Ткаченко, федеральным проектом предусмотрен такой формат, как киберфизические фабрики. Это новое понятие, которое, по его словам, еще предстоит доосмыслить и доопределить.

- Это максимально применимо к нашей инженерной школе, потому что в ее основе как раз и находится концепция "цифрового завода" — это все, что связано с цифровизацией, роботизацией, автоматизацией производств и, как результат - повышение объема и качества выпускаемой продукции, - отмечает директор школы.

Производство нового типа принципиально отличается от устаревшего представления о заводе. Задача школы - максимально масштабировать новый формат и адаптировать к нему своих выпускников.

- Мы не должны просто обслуживать роботов, мы не для этого мы готовим наших специалистов, - считает Ткаченко, - В школе готовят инженеров, которые будут создавать производственные системы и новую технику.

Что на выходе?

На цифровых заводах выпускники школы планируют производить три типа объектов: малоразмерные газотурбинные двигатели, малые космические аппараты, беспилотники, самолеты региональной авиации.
- Школа принимает участие в разработке турбовинтового регионального самолета "Ладога" на базе завода "Авиакор", - рассказывает Ткаченко. - Эта традиционная самарская тема, которую очень хочется поддержать и развить.

Спутники серии "Аист" - совместный проект университета с РКЦ "Прогресс". На повестке расширение номенклатуры космических аппаратов с учетом новых задач, в частности, для радиолокационного мониторинга. Иван Ткаченко отмечает, что с учетом задач, которые ставит перед научным сообществом руководство страны по наращиванию орбитальной группировки, эти аппараты очень актуальны.

Перспективное направление в поле деятельности инженеров школы — беспилотные летательные аппараты. По мнению Ткаченко, у российских производителей есть все шансы занять свою нишу.
- Ту конкуренцию который сегодня демонстрирует азиатский рынок мы сразу преодолеть не сможем. У нас есть более наукоемкие задачи - мониторинг атмосферы и чрезвычайных ситуаций, градостроительство, грузоперевозки, карбоновая тематика. Это другая, новая интересная для ниша, а не те игрушки, которыми полон рынок, мы не ориентируемся на него. Это качественно другие продукты с высокой добавленной стоимостью, которая достигается за счет установки на борт БПЛА полезных нагрузок собственной разработки.

Выберут лучших

Желающих освоить инженерию будущего в регионе много. Сегодня в Передовой инженерной аэрокосмической школе уже обучается около 250 студентов. Почти все на бюджетных местах. При этом конкурс высок по всем направлениям, особенно на программу магистратуры. Есть правила и процедуры отбора соискателей: для бакалавриата они чуть более простые, для магистратуры — серьезнее.

- Мы оцениваем диапазон знаний, принципиально важен при этом общеобразовательный уровень, - поясняет Ткаченко, - Тот материал, который преподают в Школе достаточно многоплановый, нужно быть готовым к его восприятию.

Непосредственное участие в процедуре оценки абитуриентов принимают индустриальные партнеры. Это и собеседования, и самопрезентации, оценка результатов работы по портфолио, проектам. В дальнейшем будущие работодатели организуют для студентов стажировки в различных форматах, а также определяют тематику научно-исследовательских проектов.

Устроят всех

Иван Ткаченко отмечает, что степень востребованности инженерные профессий сегодня крайне высока. Только в одной авиационной отрасли в ближайшие 3-5 лет нехватка кадров оценивается в 50 тысяч человек. Аналогичная ситуация в космонавтике и в относительно "молодой" отрасли беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время в России наблюдается небывалый прежде подъем в беспилотной индустрии. Этот сегмент рынка остро нуждается в кадрах и такая тенденция пока будет только нарастать. В отрасли востребован широкий профиль специалистов: разработчики, проектанты, производители, люди, которые будут эксплуатировать и обслуживать технику.

Подводя итоги годичной работы школы, Ткаченко подчеркнул уникальность нового образовательного формата.

- Мы сегодня говорим о бюджетной подготовке инженерной элиты, новом качестве выпускников и очень рассчитываем, что индустрия ответит нам тем же. Надеемся, что они будут востребованы во всех отношениях. Здесь важна не только трансформация вузов, но и самой индустрии, ее готовность принимать такие кадры, давать им задачи другого уровня и соответственно оценивать их.

Новости партнеров