Железная дорога меняется: по ней отправляют больше пассажиров и грузов, появляются новые поезда, обновляется инфраструктура. О том, как это отразится на качестве оказания услуг населению, а также о дальнейших планах по развитию Sovainfo.ru рассказал начальник КбшЖД Вячеслав Дмитриев.
ЛЮДИ ЕДУТ
- Вячеслав Витальевич, в октябре железнодорожники отпраздновали 20-летний юбилей, в следующем году Куйбышевская железная дорога отмечает полуторавековой юбилей. С какими качественными и количественными показателями завершается год?
- Куйбышевская железная дорога – одна из крупнейших магистралей страны. Она проходит по территории 10 субъектов РФ, общая протяженность путей превышает 11 тысяч километров. С января по ноябрь было перевезено 17,7 миллионов человек, это 109,6 процента к уровню 2022 года и 100,8 - к 2019-у. В планах, что по итогам нынешнего года количество отправленных пассажиров достигнет отметки в 19,2 миллиона человек – 5,1 миллионов поездами дальнего следования, 14,1 миллиона – в пригородном сообщении. Могу констатировать: в пригородном сообщении показатели превышают допандемийный уровень. Конкретно в Самарской области за январь-ноябрь отправлено 9 миллионов человек. По итогам года показатель, мы прогнозируем, вырастет до 9,8 миллиона. Это будет на 2,6 процента больше, чем в 2022-м.
- За счет чего растет пассажиропоток?
- Начнем с пригородного сообщения. В октябре 2022 года крупнейшие города региона - Самару и Тольятти соединили электропоезда «Ласточка». По ноябрь 2023-го им воспользовался 1,3 миллиона человек. На маршруте с 28 августа курсирует дополнительно одна пара «Ласточки» - Самара – Жигулевск. По этому направлению перевезено 55 тысяч человек. Всего «Ласточками» - с июня 2021 года по ноябрь текущего - по Самарской области перевезено 2,8 миллиона человек. Среднесуточный пассажиропоток увеличился с 3100 в 2021-м до 4400 человек в 2023-м. В летние месяцы железная дорога перевозила более пяти тысяч пассажиров в день.
В дальнем следовании с прошлого года на маршрутах в направлении Москвы – из Тольятти, Ульяновска, Оренбурга вагоны заменены на двухэтажные. В этом году двухэтажные поезда начали курсировать и в южном направлении. С мая 2023 года запущен поезд Уфа - Самара – Имеретинский курорт. Им отправлено 76 тысяч человек. Учитывая повышенный спрос на перевозки в сторону юга, дополнительно на лето были назначены двухэтажные поезда Самара – Анапа и Тольятти – Адлер. В целом в 2023-м со станций Самарской области на Черноморское побережье перевезли на 16 процентов больше пассажиров, чем в прошлом году.
Также с декабря прошлого года двухгруппный поезд Самара - Уфа - Санкт-Петербург стал скорым и курсирует ежедневно. Практически на днях ежедневный график введен для скорого поезда №63/64 "Самара – Санкт-Петербург"
Занимаемся и развитием межгосударственного железнодорожного сообщения. С прошлого года восстановлены поезда в направлении Узбекистана и Казахстана. Минувшим летом запущен прямой поезд в столицу Беларуси.
Есть у Куйбышевской дороги и планы по расширению маршрутной сети. В разработке находится проект возобновления движения поездов «Самара – Казань», организация кольцевого маршрута Сызрань – Самара – Жигулевское Море – Сызрань. Кроме того, планируется запуск комфортабельного скорого электропоезда Самара – Похвистнево.
- Расскажите подробнее о кольцевом движении.
- Сейчас у нас есть пригородные поезда Сызрань - Самара и Самара - Тольятти, а после того, как мы замкнем участок Тольятти - Сызрань, образуется полное кольцо. Два раза в день в одно и то же время из трех городов будут выходить электрички в обоих направлениях - по часовой стрелке и против. Это будут беспересадочные маршруты, которые сформируют новые пассажиропотоки. Сейчас концепция кольцевого движения находится в стадии разработки. Составляется расписание, определяется необходимое количество электропоездов, подсчитываем, сколько потребуется субсидий, прогнозируем количество пассажиров. Вскоре представим проект в правительство Самарской области.
- Внутренний туризм сейчас на подъеме. Как на это реагирует дорога?
- Скажу так – в Самарской области реализуются востребованные у пассажиров турпродукты. Во-первых, это межрегиональный проект «Яркие выходные в Приволжье», который охватывает 18 субъектов России. В этом году по нему перевезено в два с половиной раза больше туристов, чем в прошлом – свыше 15 тысяч человек.
Развиваются и тематические туристические поездки для детей. С начала прошлого года по Самарской области в них приняло участие 17,4 тысяч ребят, в рейсовых поездах в туристических группах - около 4 тысяч.
В дни 50-го Грушинского фестиваля для перевозки участников и зрителей на маршруте Самара - Тольятти были назначены остановки на обновленной платформе имени Валерия Грушина. Модернизированная станция стала лауреатом ежегодной премии «Развитие регионов. Лучшее для России» в категории «Туризм и отдых» как лучший инфраструктурный интегрированный проект.
Во время фестиваля железной дорогой воспользовались 18,2 тысяч пассажиров. Это на 59 процентов выше прошлогоднего показателя. По совместному решению Куйбышевской железной дороги и правительства региона ретро-состав «Грушинский экспресс» продолжает курсировать по маршруту Самара – Тольятти каждые выходные.
Есть и другие проекты, которые, уверен, привлекут внимание к региону. В мае 2024 года мы организуем по ряду станций Самарской области курсирование ретросостава «Паровоз Победы». В его составе будут платформы с военной техникой, в том числе танки времен Великой Отечественной войны. Вести эшелон будет легендарный паровоз «Лебедянка».
ПОСИЛЬНЫЙ ГРУЗ
- Какой проект, реализованный в партнерстве с Самарской областью по развитию грузовых железнодорожных перевозок, является для магистрали флагманским?
- Без сомнения, это строительство железнодорожной инфраструктуры к границам особой экономической зоны «Тольятти». Подведение ветки - важный шаг на пути диверсификации экономики Автограда. Это оказывает положительное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в моногороде, создает условия для реализации на территории ОЭЗ проектов в различных отраслях промышленности и способствует развитию новых производств с высокотехнологичными рабочими местами, повышает инвестиционную привлекательность особой экономической зоны для компаний, выпускающих крупногабаритную продукцию, и логистических организаций. Перевозки начались с февраля 2022 года. С тех пор перевезено почти 15 тысяч вагонов.
- У магистрали ведь есть направление деятельности, связанное с терминально-складской работой?
- Куйбышевская железная дорога имеет представительства в девяти регионах России. Объекты складской инфраструктуры расположены на 37 грузовых терминалах. Флагманским в Самарской области является грузовой терминал на станции Безымянка. На нем с начала года более чем в два раза увеличилось количество отправляемых и прибывающих контейнерных поездов по сравнению с показателями прошлого года. В 2023-м на терминале был создан второй накопительно-распределительный склад металлопроката.
До 2025 года на Безымянке будет создан терминально-логистический центр, который в перспективе станет одним из основных элементов нового «грузового каркаса» Поволжского региона. Там запланировано обновление терминально-складской инфраструктуры, увеличение территории и повышение его технических и технологических возможностей. В первую очередь это касается внедрения инновационного проекта «Удаленное управление козловыми контейнерными кранами», что позволит увеличить производительность труда машинистов кранов, а также вывести работников из опасной зоны. Во-вторых, терминал будет оснащен системой машинного зрения, что позволит исключить ручную перепись контейнерного парка. Планируется также обновление интерфейсов мобильных рабочих мест работников грузового терминала «Безымянка», а также доработка и внедрение инновационного проекта «Автоматизированные захваты для тяжеловесных грузов» и оснащение системой видеонаблюдения.
Отдельно скажу, что продолжается наше участие в нацпроекте «Безопасные качественные дороги». А именно - занимаемся доставкой материалов для трассы "Обход Тольятти" с мостовым переходом через Волгу, трассы «Москва-Казань» и участка международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Помимо проектов по ремонту и строительству автодорог магистраль активно участвует в реализации федеральных проектов по строительству нефте- и газопроводов. Перевалка трубной продукции осуществляются не только на грузовых терминалах, но и на местах общего пользования, с привлечением автомобильных кранов и мобильных бригад.
Общее увеличение грузопереработки на терминалах связано как с инфраструктурным развитием грузовых терминалов, совершенствованием технологии работы, так и с реализацией новых проектов и сервисов, включая «ЦМ-Экспедитор», «Сервис быстрого реагирования», «Мастер погрузки» и другие.
- Насколько успешным оказался созданный в Самаре центр «Трансфер инноваций» по выявлению и продвижению прорывных технологических решений?
- По работе с инновациями Куйбышевская магистраль является флагманом на сети железных дорог и задает темп всем магистралям страны. Одними из первых организовали софинансирование проектов с субъектами Российской Федерации, провели первые хакатоны. На дороге реализуются улучшающие инновации и прорывные проекты: от антиобледенительных систем до разработок, меняющих процессы. Это, к примеру, касается системы «Цифровой сигналист», проекта беспилотного управления маневровым локомотивом с применением квантовых криптографических технологий.
Позитивные результаты и мощный синергетический эффект дает сотрудничество с инновационной инфраструктурой Самарской области. За годы взаимодействия были получены шесть разработок предприятий региона, которые сегодня внедряются в компании. При этом три проекта реализовано в рамках софинансирования с Самарской областью.
Расскажу о мобильном измерителе пассажирских платформ. Самарская разработка позволяет в автоматическом режиме измерять габариты платформ и рельсового пути, расстояние до опор, светофоров и малых архитектурных форм. Это значительно сокращает время и трудозатраты. Технология получила финансовую поддержку в 2022 году, на сегодня мобильный измеритель закуплен на 2,5 миллиона рублей. Проект уже внедрен в Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств и принят к тиражированию Горьковской, Западно-Сибирской и Октябрьской железными дорогами.
Еще пример. Заключены договоры на внедрение на двух вокзалах - Самара и Уфа - системы «Облачный смарт-мониторинг». Технология автоматизирует управление электроэнергетической системой вокзальных комплексов. Закуплено программное обеспечение, которое позволит автоматически строить объемные модели пути на основе данных, полученных от беспилотных летательных аппаратов. Это проект Самарского университета имени Королева.
В следующем году вместе с региональным министерством экономического развития и инвестиций проведем конкурс по поддержке студенческих проектов, а также инновационных высокотехнологичных проектов. Общий фонд составит 50 миллионов рублей.
"ЗЕЛЕНАЯ" МАГИСТРАЛЬ
- Как дорога работает по экологической повестке?
- Железнодорожный транспорт является наиболее экологичным. Более 85 процентов пассажиров и 86 процентов грузов компания перевозит на электрической тяге.
На Куйбышевской железной дороге бережному отношению к природе уделяется большое внимание. Есть проект по переводу котельного комплекса с мазута на газ. Сейчас, например, завершаем строительство энергообъекта на станции Сызрань-1. К 2026 году мы планируем полностью уйти от мазутных котельных.
Раздельный сбор бумаги, пластика, стекла организован на всех вокзалах, во всех подразделениях дороги. В дополнение к уже имеющимся контейнерам для раздельного сбора вторсырья, на вокзалах Пенза-1, Самара, Уфа и Ульяновск-Центральный в этом году установлены фандоматы для приема ПЭТ-бутылок и алюминиевых банок. В перспективе они появятся на вокзалах Сызрань-1, Кинель. Рузаевка, Саранск и Набережные Челны. Всего за год во вторичный оборот отправлено более 62 тонн бумаги, картона, пластика, стекла и пищевого металла.
Железнодорожники - постоянные участники международных, всероссийских и региональных инициатив - «Зеленая весна», «Чистая Волга», «Вода России», «Сохраним лес», «Любимый парк» и других проектов. С января по ноябрь усилиями коллектива по полигону железной дороги высажено около 60 тысяч деревьев, приведены в порядок территории подразделений и полосы отвода, а также почти полторы тысячи квадратных метров береговых участков и городских площадок, ликвидировано 68 несанкционированных свалок, собрано и вывезено почти две тысячи кубометров отходов. С июня по октябрь сотрудники дороги ежемесячно помогали расчищать Ботанический сад Самарского университета.
Фото: предоставлены пресс-службой КбшЖД