Михаил Спичак: "Мы конкурируем с Европой и Америкой"

Для самарских металлургов 2020 год станет рекордным по объемам выпуска продукции

Самарский металлургический завод в этом году отмечает 60-летний юбилей и 15-летие с момента вхождения в состав глобальной американской компании Arconic. Генеральный директор АО "Арконик СМЗ" Михаил Спичак рассказал о главных достижениях предприятия и о мировых тенденциях развития отрасли.

- Что представляет собой предприятие на сегодняшний день, какие основные события вы бы выделили в его истории?

- Самарский металлургический завод - флагман российской цветной металлургии. Он всегда был в индустриальном авангарде: уникальные штамповки, профили и панели, лакированная и баночная лента, фольговые заготовки, полиграфические листы. Все это разрабатывали и выпускали здесь еще в советское время.

В 1990-е годы завод, как и многие предприятия страны, переживал сложные времена. Но все же сумел сохранить все виды производства - литейное, прокатное, прессовое и кузнечное.

В 2005-м Федеральная антимонопольная служба согласовала покупку предприятия компанией Alcoa, являющейся мировым лидером в сфере технологий и производства продукции из легких металлов. Позднее компания разделилась на две структуры, одна из которых стала называться Arconic. В нее сейчас и входит наш завод, теперь он называется "Арконик СМЗ".

Сейчас это один из крупнейших в Европе производителей алюминиевых полуфабрикатов. В прошлом году завод произвел 230 тысяч тонн продукции - лучший показатель с 1993 года. Мы ожидаем, что по итогам 2020 года объем производства вырастет еще на 5-7 %. И год станет для нас рекордным за последние 30 лет.

- Какие преимущества получил завод, став частью международной компании?

- Сегодняшние показатели стали возможны благодаря инвестициям в модернизацию - новое оборудование, технологии. Всего вложено более 500 миллионов долларов. Мы реконструировали практически весь завод. Только в системы охраны окружающей среды и производственной безопасности вложено 40 миллионов долларов. Основную программу завершили два года назад, но продолжаем инвестировать в текущее обновление 10-15 миллионов долларов ежегодно. Благодаря этому поддерживаем 5-процентный годовой рост производительности труда, снижаем издержки, повышаем качество продукции. С 2005 года внутренний брак сократился в четыре раза, потребление энергии - более чем в два раза, расход дорогостоящих смазок для проката - на четверть. С 2016 года начали производство титановых штамповок в рамках СП с "ВСМПО-Ависма".

Сейчас наша продукция востребована как на российском, так и на международном рынке - 34 % идет на экспорт. Мы конкурируем и с Европой, и с Америкой.

- Внедрение новых технологий и оборудования, наверное, требует дополнительного обучения и повышения квалификации сотрудников.

- Безусловно. Этому вопросу мы уделяем особое внимание. Также практически все прошли обучение навыкам бережливого производства. Люди стали более ответственно подходить к работе, внимательнее относиться к рабочему месту. Внедрение рационализаторских идей сотрудников уже дало заводу около 90 млн долларов экономии - очень впечатляющая цифра. Кроме того, большое внимание уделяем развитию научной базы: в нашем штате трудятся доктор технических наук, 11 кандидатов технических наук, еще 10 сотрудников учатся в аспирантуре. За эти годы нам удалось создать замечательный коллектив. К нам идет молодежь. Многолетние трудовые традиции и опыт кадровиков в сочетании с энергией молодого поколения способны дать потрясающие результаты.

- Какие новые виды продукции выпускает предприятие?

- "Арконик СМЗ" - первый в стране поставщик алюминиевых листов для анодирования. Сейчас они становятся популярными в строительстве и архитектуре, потому что менее восприимчивы к атмосферным явлениям - снегу, дождю. Конструкция из этих листов стала самым выразительным и сложным с архитектурной точки зрения элементом Центра художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Москве. Благодаря этому решению проект получил несколько престижных архитектурных наград. Наш завод также поставляет металл для первых в России хопперов-минераловозов с алюминиевым кузовом и цистерн для перевозки азотной кислоты.

Баночная лента, покрытая черным пищевым лаком, - еще один новый вид продукции, который ранее импортировался. Из этой ленты делают фигурные банки для консервов, которые можно встретить в супермаркетах по всей России. Еще один важнейший вид продукции - лента для производства банок для напитков. Большинство алюминиевых банок, которые вы встречаете на полках магазинов, сделано из прокатной продукции СМЗ.

Еще 15 лет назад завод поставлял корпусную баночную ленту толщиной 0,29-0,295 мм и крышечную толщиной 0,24-0,260 мм. Сейчас она составляет 0,24-0,245 мм для корпусной ленты и 0,203-0,208 мм для крышечной. Казалось бы, разница невелика, но это утонение - очень серьезное достижение, в работу над которым были вовлечены наши технологи и прокатчики.

- Сейчас автопром изучает возможность перехода со стальных кузовов на алюминиевые. Какие перспективы это открывает для вас?

- Экологичность - общая мировая тенденция, и в первую очередь это относится к транспорту. Производители стремятся сокращать расход топлива и выбросы углекислого газа. Значит, нужно снижать массу авто за счет перехода на более легкие материалы. Ожидается, что через пять лет использование алюминия в легковых автомобилях возрастет на 40-50 процентов. Это глобальный тренд, и российские предприятия тоже начали движение в этом направлении. Мы ведем переговоры с несколькими крупными производителями. Пока же поставляем металл для автоцистерн и недавно вышли на новый для России рынок алюминиевых топливных баков.

Конечно, в производстве алюминиевые кузова будут дороже, но впоследствии можно выиграть на потреблении топлива и стоимости перевозок. Кузов будет легче, что позволит перевезти больше груза. К тому же алюминий - металл практически вечный. Он хорошо перерабатывается без потери свойств, не ржавеет, не окисляется, не загрязняет окружающую среду. Чистый металл, светлый. С другой стороны, переход на алюминиевые кузова - это серьезная и очень затратная перестройка для автопрома, поэтому к данному вопросу нужно подходить вдумчиво.

- Насколько "Арконик СМЗ" интегрирован в жизнь города и области?

- Мы - одно из крупнейших предприятий в регионе, поэтому и вклад в экономику, и обязательства у нас очень серьезные. В 2019 году налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составили 1,55 млрд рублей. Существенные инвестиции мы направляем на социальную поддержку сотрудников и местного сообщества. Объем инвестиций фонда Arconic и "Арконик СМЗ" в Самарскую область с 2005 года превышает 8,5 миллионов долларов. Фонд Arconic реализует в основном программы образовательной направленности, взаимодействуя со школами, металлургическим колледжем, Самарским университетом. Власти региона и города создают все условия для развития международного бизнеса, оказывают нам поддержку и внимание, мы плодотворно сотрудничаем.

- С чем связано внимание к проектам образовательной направленности?

- Это глобальная стратегия фонда Arconic. Таким образом, компания стремится внести вклад в популяризацию инженерных специальностей, начиная с начальной школы. Мы создаем условия для развития интереса у детей, показываем, что точные науки - это увлекательно. В партнерских школах открываем классы робототехники, закупаем для них оборудование, проводим профориентацию. Также у нас есть программы для студентов и молодых преподавателей. Некоторое время назад инженерные науки стали менее популярными среди молодежи, но сейчас они снова приобретают актуальность. Ведь в сочетании с IT-технологиями они способны изменить мир.

Фото: АО "АРКОНИК СМЗ"

Новости партнеров
Новости партнеров 16+