
Фото: Юлия Рубцова
В середине ноября правительство Самарской области усилил Денис Гурков. Экономист, управленец с опытом работы в бизнесе и госсекторе назначен врио министра промышленности и торговли. О том, как будет работать ведомство, о потенциале самарских производителей, о плюсах участия предприятий в нацпроектах, а также о способах решения кадровых вопросов он рассказал "ВК".
- Денис Реомальдович, у вас большой опыт работы в правительствах Башкортостана и Карелии. На последнем месте вы с нуля создали министерство промышленности и торговли. Какие задачи перед вами поставил губернатор, приглашая в команду Самарской области?
- Задачи Самарской области схожи с общими задачами, стоящими перед всей Россией. Основные цели промышленной политики отражены в федеральном законе о промышленной политике. Все четко и понятно: создание условий для стабильного и инновационного развития промышленности, обеспечение технологической независимости России, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Мы работаем над тем, чтобы промышленность и торговля функционировали на полную мощность, создавая максимально комфортные условия для этого. У промышленности Самарской области, безусловно, огромный потенциал. Развиты аэрокосмическая, машиностроительная и нефтехимическая отрасли. Оборонно-промышленный комплекс также находится в центре нашего внимания. Мы будем планомерно работать над обеспечением технологического суверенитета и внедрением государственных мер поддержки для устойчивого развития региона и страны в целом.
Если потребуется, готовы работать с каждым предприятием индивидуально, помогать в случае возникновения проблем. По поручению Вячеслава Андреевича мы сформировали список "сложных" компаний, которые находятся в стадии банкротства или конкурсного управления. Цель - определить, в какой мере мы можем им помочь, "вытащить" эти предприятия из банкротного состояния, чтобы они продолжали развиваться и вносить вклад в развитие промышленности.
- Вы уже познакомились со многими производствами, их спецификой. Что особенно "зацепило"?
- Мы общались с руководством, с сотрудниками, принимали конкретные решения на местах. К примеру, работники одного завода попросили, чтобы трамвай приходил на 10 минут раньше. Он прибывает "впритык", и людям приходится бежать, чтобы успеть к началу смены. На уровне министерства пришлось приложить усилия, в итоге проблему решили.
Животрепещущая тема - "У нас зарплата маленькая". Сотрудники рассказали на одном заводе. Мы с руководством сразу, на месте, постарались решить этот вопрос, и с декабря на предприятии рабочим повысили среднюю зарплату.
Был приятно удивлен нашим флагманом - АвтоВАЗом. Что интересного подметил? Высокий уровень автоматизации. Даже процесс укладки запасного колеса в багажник автоматизирован. Большого отличия от крупных мировых заводов практически нет. Важно, чтобы этот уровень рос дальше, потому что благодаря автоматизации на заводе высокая производительность труда и достойные зарплаты. После Нового года планируем совместно с АвтоВАЗом обсудить, как усилить работу по внедрению новых опережающих технологий, инновационных идей.
Понятно, что пятое колесо к машине не приделаешь, но изменения в части комфорта, эргономики, динамических характеристик возможны. Плюс применение новых материалов, которые позволят увеличить ресурс двигателя, срок службы узлов. Все эти моменты нужно будет совместно с предприятием прорабатывать, проговаривать.
Почему я про это рассказываю? У меня есть подобный личный опыт. В Карелии предприятие "Амкодор-Онего" выпускает колесную технику для лесозаготовителей. К машинам были вопросы в отношении качества, удобства. Вместе с директором мы общались с операторами, просили рассказать о недостатках - какие детали раньше выходят из строя, насколько комфортно рабочее место, система управления и так далее. По итогам уже в январе выходит абсолютно другая машина. Понятно, что одномоментно все не поменяешь, это большой пласт работы. В течение года мы эти вопросы прорабатывали, и, где была возможность что-то поменять в лучшую сторону, мы это делали. Уверен, новая машина будет более комфортная, с иным ресурсом и пользоваться она будет большим спросом.
Вернемся к АвтоВАЗу. Когда работал на Севере, у меня была служебная Lada Granta с коробкой-автоматом. Все привыкли, что ресурс вазовских двигателей невысокий, а у этой машины пробег без капремонта составлял 300 тысяч километров. Для меня - показатель! Это говорит о том, что тольяттинский завод двигается вперед, это говорит о качестве машины. Улучшения есть, но тем не менее есть над чем работать.
- Кадровый голод на предприятиях - не секрет. Какие дополнительные шаги планируете в этом направлении?
- Со всей ответственностью заявляю: существующие программы подготовки кадров с сузами и вузами, к сожалению, не способны одномоментно решить кадровые вопросы. Есть много причин, в том числе демографические. И говорить, что мы сейчас запустим какую-то суперпрограмму и она все вопросы снимет, означает обманывать самих себя. Одномоментно можно решить проблему только за счет привлечения специалистов из других регионов. Но привести высококвалифицированных специалистов - это еще сложнее задача.
Да, мы работаем со средними специальными учебными заведениями, вузами. Недавно читал лекцию студентам Самарского университета. Ребятам интересно, но многие не готовы сказать, что пойдут на производство, на тот же РКЦ "Прогресс". Вообще, по статистике, только 20 процентов выпускников университетов идут работать по специальности. То есть государство тратит деньги, растит их, а они все равно уходят в другие отрасли.
Расскажу, как решили кадровый вопрос в легкой промышленности, когда работал в правительстве Башкортостана. Для запуска нового факультета или направления в учебном заведении необходимо до двух лет.
С учетом пятилетнего обучения готового специалиста мы получим только через семь.
Мы в Башкирии для подготовки по специальности "швея" открыли без аттестации факультет в одном из колледжей. Это была полностью коммерческая история. Предприятия, которые были заинтересованы в кадрах, создали специальный фонд, из которого финансировали деятельность факультета, платили зарплаты преподавателям, повышенные стипендии и компенсации по аренде жилья ребятам. С каждым студентом подписали договор, что он обязуется в течение пяти лет после окончания колледжа отработать на предприятии. В итоге через год легкая промышленность получила специалистов - практически 100 процентов студентов трудоустроились.
Может ли такое сработать с техническими специалистами? Почему нет. Будем в Самарской области прорабатывать такой вариант, например, для обучения операторов станков с числовым программным управлением.
- При дефиците кадров особое значение имеет повышение производительности труда. На федеральном уровне профильный нацпроект считается одним из наиболее успешных. Как его возможностями воспользовалась Самарская область?
- В регионе нацпроектом "Производительность труда" охвачены 187 компаний, около 3 тысяч сотрудников прошли обучение бережливому производству. Суммарная выручка этих предприятий - 335 миллиардов рублей. Нацпроект помогает компаниям повысить эффективность, что особенно нужно отраслям с дефицитом рабочей силы.
Для примера. Производитель нестандартного оборудования для нефтегазовой промышленности "Проминдустрия" после внедрения инструментов бережливого производства на одном из производственных участков увеличил выработку на 14 процентов. Кроме того, Самарская область сохранила за собой статус лидера образовательной программы подготовки управленческих кадров "Лидеры производительности", которая является частью нацпроекта. Слушателями и выпускниками программы уже стали 280 собственников и руководителей самарского бизнеса.
Успех Самарской области в программе "Лидеры производительности" - это результат совместной работы региональных властей и предприятий. Мы гордимся достигнутым результатом и продолжим активно поддерживать внедрение инструментов бережливого производства.
Эта работа продолжится уже как часть нового нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика". Предполагается охватить не менее 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей до 2030 года.
- По поручению губернатора сейчас у чиновников, депутатов появился куратор - участник спецоперации, "курсант" кадровой программы "Школа героев". Кто ваш куратор, какие вопросы, проекты обсуждаете? Как оцениваете эксперимент и каков должен быть результат?
- Мой куратор - председатель региональной общественной организации "Союз десантников и подразделений специального назначения", участник СВО Николай Сорокин. Он представил свой проект по производству автомобилей двойного назначения высокой проходимости. Будем вместе работать, чтобы идея получила развитие. Этот проект - не просто слова, а реальная помощь ветеранам СВО, возможность применить бесценный опыт и знания на благо нашего региона.
Наметили и планы на следующий год. Важно не превратить эту работу просто в говорильню. По итогам взаимодействия, во-первых, мы должны получить реализацию проекта, во-вторых, "встроить" Николая в систему промышленности - можно говорить об институтах развития, о работе в органах власти либо на промпредприятии, где он дальше будет реализовывать свои идеи и проекты.
Еще больше новостей в наших соцсетях!
Читайте, обсуждайте, подписывайтесь.