Жизнь растений на панно: в ближайшую "Ночь музеев" самарцы увидят необычные работы Оксаны Цеповой

Искусство и природа гармонично соединились в арт-пространстве на Красноармейской, 129. Здесь можно увидеть около ста панно с ботаническими барельефами и много других оригинальных произведений, созданных Оксаной Цеповой.

Фото: Андрей Савельев

Картины, растущие из сора

У Анны Ахматовой есть строчки:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как одуванчик легкий у забора,
Как лопухи и лебеда.

Эти стихи приходят на память, когда оказываешься в мастерской Оксаны Цеповой. Правда, "растут" здесь не стихи, а картины. И все травы для Оксаны - не сор и не сорняки. В каждом растении для нее - своя красота.

Оксана Цепова - юрист, патентный поверенный РФ, занимается авторскими правами и товарными знаками. Но в душе она - художник. Рисует с детства.

Четыре года назад Оксана заинтересовалась редкой техникой ботанического барельефа.

Это молодое искусство. Его зачинателем считается английская художница Рейчел Дейн. Однажды (это было в 2012 году) у нее возникла мысль запечатлеть в слепке цветы из свадебного букета и подарить его мужу. С тех пор искусство ботанического барельефа нашло своих последователей во многих странах.

- У меня интерес к этому искусству начался с того, - вспоминает Оксана, - что я увидела фотографию растительного барельефа в интернете. Подумала: как возможно сделать такое? Многие полагают, что это приклеенное растение. На самом деле техника ботанического барельефа сродни древним окаменелостям. На глине появляется оттиск растений, и он потом замещается гипсом. Года полтора я изучала это искусство. Оно мне понравилось тем, что здесь используются только природные материалы.

Уже в 2021 году у Оксаны Цеповой прошла первая выставка. На ней начинающая мастерица представила 70 своих растительных барельефов.

- Прежде чем начать работу, надо подобрать подходящий природный материал, - рассказывает Оксана Цепова. - Все, что в мастерской, создано на основе реальных растений. Летом я беру их практически из-под косы, отправляюсь на автомобиле в "ботанические экспедиции", а находки - лежащие на земле ветки, плоды, травы - загружаю в багажник. Растения высушиваю, для этого есть определенная техника.


Фото: Андрей Савельев

Зеркала с барельефами и лесная нимфа

- Мы редко ложимся на землю, чтобы посмотреть на мир природы снизу, - считает Оксана. - А ведь самое обычное растение, которое считается сорняком, становится красивым, если его правильно оформить. Эта техника помогает зафиксировать мгновение. Есть мастера, которые сначала придумывают композицию, а потом приспосабливают растения под свой замысел. Я же стараюсь располагать растения так, как бывает в природе. Чтобы можно было увидеть, как ветерок раскачивает их. Важно, чтобы при этом они были из одной среды. Розы ни в коем случае не соединишь с полевыми растениями.

Идти по проторенным дорожкам Оксане Цеповой неинтересно. Нередко в ее произведениях появляется ноу-хау. Среди авторских работ - зеркала, украшенные барельефами, которые символизируют времена года. Тут мы видим весенние и летние травы, орешки - приметы осени.

Среди авторских творений самарской мастерицы - подсвечники, кашпо, часы и вазы. Все это создано из растительных материалов, в той же технике, что и ботанические панно. Необычный барельеф лесной нимфы, женский образ в произведении "Сон в летнюю ночь".

В зависимости от цвета глины монохромные работы Оксаны имеют красный, белый, бежевый и зеленый оттенки.

- Глина деликатно отдает свой цвет оттиску, - говорит хозяйка мастерской. - Гипс вбирает в себя колорит этого материала. Иногда для тонировки я использую акварель.

"Растение отдает себя для искусства"

В этой мастерской можно было бы проводить уроки ботаники, чтобы получить представление о богатом растительном мире Самарской области. О цветах, живущих на газонах, о травах и деревьях.

- Многое из того, что здесь есть, было найдено в городе, - рассказывает Оксана. - Я нашла в Самаре место, где растут дикие груши. Иногда мне дарят материалы для работы. Вот огурцы принесли, я их хранила в подсоленной воде, прежде чем делать с них оттиск. Мне важно, чтобы на панно можно было проследить разные периоды жизни растений. Например, как меняются листья деревьев в течение года. Вот каштан в цвету, а дальше можно рассмотреть, как формируются его плоды, как под их тяжестью ветка начинает клониться. И, наконец, созревший осенний плод. В мастерской можно проследить и жизнь арбуза в разных его стадиях. Растение здесь отдает себя для искусства, но затем оно не умирает, а возрождается. Я их не выбрасываю. Луковички нарциссов, например, кладу в темное место, а осенью сажаю в газон.

Каждая частичка природы, ставшая произведением искусства, несет энергию. И это ощущается, когда попадаешь в мастерскую Оксаны Цеповой.


Фото: Андрей Савельев

Пшеничное поле. Одуванчики. Ландыши и цветущая сирень. Ветка березы, татарского клена, дуба из мало-малышевского леса. Филигранная работа - ветка лилии. Жизнь природы показана во всех мельчайших подробностях. На барельефах можно увидеть следы от тычинок, от пыльцы.

Композиции с растениями для автора своего рода аллегории человеческих отношений:

- Мы же тоже часть природы. Огурцы в одной из моих композиций - это мужчина, женщина и ребенок, а вокруг них - целый мир. Тема семьи представлена и через образы нарциссов. Бывают люди с заниженной самооценкой, считающие себя неинтересными. Такими же, как сорняки на огороде. Но если кто-то увидит в нем красоту, человек преображается. Так о женщине иногда говорят: в любви она расцветает. У меня есть барельефы, где идет взаимодействие растений. Одно обвивает другое. Это можно перенести и на отношения людей. Взаимодействуя с другим, можно любить его, а можно и задушить.

Гусеница Ева и двери, залитые акрилом

В арт-пространстве Оксана и работает, и проводит мастер-классы. По технике ботанического барельефа, по росписи одежды, по созданию произведений с помощью жидкого акрила. Среди учеников - дети с ограниченными возможностями здоровья.

- Недавно я проводила мастер-класс для ребят из Чапаевска, - говорит Оксана. - Делали картины с помощью жидкого акрила. Это такая техника, когда сделать некрасиво невозможно. Цвета они выбирали сами. Радует, что колорит их работ - яркий, праздничный. Созданные картины ребята забрали с собой. Прошлой осенью я принесла в мастерскую траву из Бузулукского бора для барельефов. А с ней - красивую гусеницу бабочки-махаона. Она ползала по укропу, хорошо питалась и за две-три недели заметно выросла. Дети на мастер-классе с большим интересом наблюдали за ней, гладили и назвали ее Евой. А зимой гусеница прямо в мастерской превратилась в красивую бабочку.

Двери в мастерской, ранее белые, теперь залиты ярким жидким акрилом. Они тоже стали своего рода произведением искусства. Это приводит и детей, и взрослых в восторг.

Гости Оксаны Цеповой, приходя впервые в ее мастерскую, попадают в неожиданный волшебный мир. Встречи с ними, бывает, затягиваются надолго.


Фото: Андрей Савельев

Чудеса подводного мира

- Я пробую себя в самых разных направлениях. Пишу пастелью, акварелью, сухой кистью, маслом, - говорит Оксана. - Не понимаю, как люди могут остановиться на чем-то одном.

На некоторых объемных работах Оксаны Цеповой, представленных в мастерской, живопись сочетается с природными материалами - тут и камушки с Волги, и кора, и мох. Морские образы с плывущими дельфинами и черепахами передаются с помощью эпоксидной смолы. Есть картина с изображением подводного мира.

Сама Оксана увлекается дайвингом. И мечтает подготовить выставку картин, изображающих подводный мир с его чудесами.

Занимается она и керамикой. В мастерской можно увидеть необычные образцы этого ремесла. Например, тарелку для фруктов в виде лопуха.

Есть здесь и произведения, созданные из гипса. Особенно обращают на себя внимание две фигурки беременных женщин, символизирующих мать-землю.

В мастерской представлены и авторские куклы Оксаны Цеповой, передающие разные состояния человеческой души. Вот, к примеру, кукла-перевертыш. С одной стороны - ангел, с другой - хулиганка.


Фото: Андрей Савельев

Магия возвращения к себе

Ботанические барельефы Оксаны Цеповой путешествуют по многим выставкам. Их можно было увидеть, например, в Турции, в павильоне цветоводства на ВДНХ, на недавней выставке-ярмарке в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина.

В скором времени плоды совместного творчества природы и Оксаны Цеповой предстанут перед зрителями на "Ночи музеев" (12+).

Наверняка многие из них почувствуют то же, что и люди, которые приходят к ней в мастерскую.

- В какой бы суете они не были, здесь переживают магию возвращения к себе, - говорит Оксана. - Это то, чего я добиваюсь. Здесь сконцентрировано колоссальное количество природной энергии, которая воздействует на человека. Мне иногда говорят: "Побываешь у вас в мастерской - и хочется жить". Природа - это единственное, что всегда сохраняет стабильность. Что бы с нами ни происходило, всегда придет весна и на деревьях появятся листочки.

Материал по теме

Полная версия