Жигулевские легенды и самарские мотивы: в областном центре проходит выставка Николая Панфильцева
Экспозиция живописи и графики (18+) самарского мастера открылась 10 января в выставочном зале регионального отделения Союза художников России. Здесь представлено около сорока работ художника. Выставка приурочена к его 75-летию.
Николай Панфильцев родился в селе Евдокимовка Брянский области. Окончил художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института. Затем судьба свела его с нашим краем. Панфильцев воспитал несколько поколений учеников в Самарском художественном училище имени Петрова-Водкина, которое в прошлом году отметило свой полувековой юбилей. Вместе со студентами художник участвует в пленэрах, которые проходят в живописных местах области весной и осенью.
В ранний период своего творчества Панфильцев много занимался графикой. В основном делал офорты. Работая в этой технике, важно уметь фантазировать, считает мастер, иначе можно впасть в натурализм.
- Мне нравился мелкий модуль в искусстве, когда из отдельных элементов создаются масштабные образы. Офорт дает такую возможность, - говорит Николай Панфильцев.Его графика богата деталями и насыщена яркими образами. Особенно это заметно в серии "Эпоха перемен", представленной на выставке. Эти графические работы - своего рода размышления о времени, в котором довелось жить художнику. В серии "Мои современники" Панфильцев создает выразительные образы людей, с которыми его свела судьба - скульпторов, художников.
На выставке также можно увидеть офорты из серий "Уголки старой Самары", "Времена года", "Космос".
В последнее время Николай Панфильцев обращается только к живописи. Нередко мастер создает на своих полотнах многофигурные композиции. Таковы, например, картины "Гулянье на Рождество в старой Самаре", фантазии на темы библейского сюжета ("Нахождение Моисея") и античного мифа ("Суд Париса"), одна из последних работ художника "Видение митрополиту Алексию славного города Самары в 1358 году".
Обращается Панфильцев и к трагическим страницам отечественной истории. Так, на картине "Смерть комиссара" действие происходит в самом начале Великой Отечественной войны.
Полет воображения художника особенно ярко проявился в аллегорических произведениях "Искушение" и "Насилие", а также в работах, созданных по мотивам литературных произведений, - в триптихе по роману Алексея Толстого "Хождения по мукам" и картине "Торжественный выход" (фантазия по "Мастеру и Маргарите" Михаила Булгакова).
Создавая портреты, художник наполняет их множеством деталей. На картине "Последний полет Юрия Гагарина" образ первого космонавта дополняется христианскими символами. Портрет Шостаковича времен создания Седьмой симфонии на другом полотне - приметами военного времени.
Николай Панфильцев с увлечением пишет символические работы на основе жигулевских сказаний и легенд.
- Много лет мы с друзьями-художниками ездили на Бахилову Поляну. Красота там неописуемая. Местным фольклором увлекаюсь уже лет двадцать, а работы еще непочатый край, - рассказывает художник.На нынешней выставке можно увидеть несколько работ из серии "Жигулевские легенды". Перед нами предстают образы атамана Степана Разина, Усолки-богатырши, женщин, олицетворяющих Волгу и Каму, других легендарных персонажей.
На выставке Николая Панфильцева можно побывать до 6 февраля. Вход на нее бесплатный.