Закон возьмет на контроль звонки от кредитных роботов
Как общаться с коллекторами без лишних нервов и куда жаловаться на назойливых или грубых агентов, рассказали представители Главного управления службы судебных приставов по Самарской области. Речь об этом шла в ходе прямого эфира, прошедшего накануне в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.
Именно служба судебных приставов контролирует, насколько правильно с точки зрения закона кредитные организации и коллекторские агентства общаются с должниками. Закрепляет же правила этого общения федеральный закон №230 от 3 июля 2016 года. Недавно в него были внесены поправки, которые вступят в силу с нового года.
С 1 января 2024 года закон будет контролировать и роботов-коллекторов. В нормативных актах появилось понятие "автоматизированный интеллектуальный агент". Если раньше банки могли атаковать должника автоматизированными звонками без счета, то теперь общение с роботом будет равнозначно общению с живым взыскателем, а значит, и число контактов ограничится законными рамками. Открывают поправки в закон и новые каналы для коммуникации с должниками.
Заместитель начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, ГУ ФССП по Самарской области Алла Иванова пояснила:
- Кредитор будет иметь право взаимодействовать с должником не только посредством телефонных переговоров, направления СМС-сообщений и личных встреч, но также посредством направления уведомлений в личном кабинете "Госуслуг".Отправлять СМС-сообщения коллекторы могут не чаще чем дважды в день и не более четырех раз в неделю, а звонить должнику не более восьми раз в месяц. Впрочем, в губернии известны случаи, когда банк успел позвонить нерадивому заемщику 68 раз за месяц, за что и поплатился штрафом. С нового года не только вырастут размеры таких штрафов, но и появится даже уголовная ответственность для коллекторов и кредиторов.
- За восемь месяцев 2023 года у нас составлено 37 дел об административных правонарушениях, - уточнила Иванова.Судебные приставы рассказали, что без согласия должника коллекторы не могут беспокоить звонками ни родственников, ни работодателя. Угрозы и психологическое давление – также вне закона. Дали эксперты и советы, как отличить настоящего коллектора от мошенника.
Главный специалист отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области Юлия Страшнова отметила:
- Они должны представиться, обязательно сказать, что идет запись разговора, назвать коллекторское агентство, от имени которого звонят. Эту информацию можно проверить на сайте Федеральной службы судебных приставов https://fssp.gov.ru/ в разделе "Государственный реестр". В него включены все организации, имеющие право осуществлять такую деятельность.Если же коллекторы или кредиторы нарушают требования закона, должник может пожаловаться на них в службу судебных приставов.
Алла Иванова пояснила:
- Гражданину необходимо зафиксировать взаимодействие с юридическим лицом, а именно телефонные звонки, предоставить аудиозапись, скриншоты, СМС-сообщения, детализированный отчет. Обратиться можно непосредственно в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области по адресу: город Самара, улица Урицкого, 17. За консультативной помощью можно обратиться по телефону 266-62-44 либо через сервис интернет-приемной на нашем сайте https://fssp.gov.ru/.